Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
684 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ денегъ, и писалъ онъ Чириковъ, въ канцелярію охотскаго порта,
чтобъ тѣ деньги приняты были Аврамовымъ ; и хотя я тѣ день¬
ги принять велѣлъ ему, Аврамову: однакожъ тѣ деньги, вѣдая
его старое ханжество и лакомство, не на строеніе страинопріим-
ницы издержать велѣлъ, а на пропитаніе убогихъ и больныхъ,
записывая въ расходъ въ шнурованную книгу, — которыхъ'онъ
издержалъ сорокъ пять рублевъ, а ни одной копѣйки въ расходъ
въ книги не записалъ. Онъ же Аврамовъ, яко обычай плутамъ и
ханжамъ, сказывалъ явно всѣмъ чудо такое: ея де императорское
величество указала ему Аврамову успенскаго большаго собору
мѣстной Спасовъ образъ починить, которой де отъ старости и отъ
пожаровъ повредился; и онъ де, Аврамовъ, собравъ въ Москвѣ
лучшихъ иконописцевъ, и взявъ тотъ образъ въ патріаршую па¬
лату, велѣлъ тѣ поврежденныя мѣста вырѣзать и вырѣзавъ вновь
налевкасить, и по левкасу написать то, что въ которомъ мѣстѣ
написано было. И иконописцы де написали и подвели такъ, какъ
прежде было, и узнать де нельзя, что вновь писано. И захотѣло-
ся де ему, Аврамову, и весь тотъ образъ поновить: и онъ де ве¬
лѣлъ старую аливу счистить; и какъ де ту оливу иожемъ скребли
и стали накладывать краски: то де краски цвѣты своя измѣнять
стали, и не могли де никакъ угодить, чтобъ привесть, какъ сперва
тотъ образъ написанъ былъ, понеже де того поновленія Господь
Богъ учинить не благоволилъ.—И видя я, что онъ то чудо притвор¬
ное объявляетъ, сказалъ ему, что то не чудо, понеже всякіе кра¬
ски положенныя на бѣлое обыкновенно въ собственномъ своемъ
цвѣтѣ являются, а положенныя на другія краски обыкновенно жъ
собственные свои цвѣты измѣняютъ, и, положа краски на бума¬
гѣ, то ему и практикою довелъ, и за то на него кричалъ, чтобъ
онъ такихъ вымышленныхъ ложныхъ чудесъ въ народъ не раз¬
глашалъ и простыхъ людей не прельщалъ.—Да онъ же, Аврамовъ,
домогался чрезъ друга своего Чирикова, чтобъ онъ, Чириковъ,
Берингу предложилъ, чтобъ Берингъ писалъ въ Кабинетъ ся им¬
ператорскаго величества: которые тунгусы и якуты въ Охотскѣ
крестились, тѣ будто крестилися его, Аврамовымъ, приводомъ и
стараніемъ, (а тѣхъ якутовъ и тунгусовъ не одинъ онъ, плута,
приводилъ къ крещенію, но многіе служивые люди приводили сво¬
ихъ работниковъ и прочихъ многихъ; и лучшаго пѣшаго князца