Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 59 димаго къ назначенію достойнаго лица на первую степень върѵс-
ской церкви. Стефанъ назначенъ былъ намѣстникомъ патріарша¬
го престола съ такимъ ограниченіемъ, чтобы, по важнѣйшимъ
дѣламъ церковнаго управленія, совѣтывался съ дііугими еписко¬
пами, которыхъ положено было неперемѣнно вызывать, для этой
цѣли, въ Москву и представлять о послѣдствіяхъ совѣщаній на
утвержденіе Государя. Это собраніе очередныхъ епископовъ изъ
епархій называлось Освященнымъ соборомъ. Многимъ не безъ причины казалось, что, съ отмѣною патріар¬
шества, церковь потеряетъ свою независимость. Всѣмъ извѣстно,
какъ много было недовольныхъ этимъ дѣйствіемъ Государя. Вез¬
дѣ слышанъ былъ ропотъ и появились подметныя печатныя пись¬
ма, которыми выводилось изъ пророчествъ, что народился антих¬
ристъ и народъ возбуждаемъ былъ противъ Государя къ бунту *). Въ раскольническомъ сочиненіи: Собраніе отъ св. писанія объ Аптих
ристѣ, всѣ доказательства антихристова пришествія обращаются около унич¬
тоженія патріаршества. «И той лжехристосъ нача превозноситися паче всѣхъ
глаголемыхъ боговъ, сирѣчь помазанниковъ, іі нача величатнся и славитися
предъ всѣми, гоня и муча православныхъ христіанъ, истребляя отъ земли
память ихъ, распространяя свою новую жидовскую вѣру и церковь во всей
Россіи; въ 1700 г. возобнови, по совершенномъ своея злобы совершеніи, ново-
лѣтіе Янусовское, и узаконивъ отъ онаго вести лѣтосчисленіе, а въ 1721 г.
пріялъ на себя титлу патріаршескую, именовася Отецъ Отечества, якоже сви¬
дѣтельствуетъ книжка «царство мертвыхъ» (листъ 115), и глава церкви россій¬
скія, и бысть самовластенъ, не имѣя ни кого въ равенствѣ себѣ, восхитивъ
на себя не точію царскую власть, но и святительскую и Божію, бысть само¬
властный пастырь, едина безглавная глава надо всѣми, противникъ Христовъ,
антихристъ.„. Якоже папа въ Римѣ, тако и сей лжехристосъ нача гонити и
льстити и искореняти останокъ въ Россіи православныя вѣры, и свои новые
умыслы уставляя и нова законбпложенія полагая, по духовному и по граждан¬
скому расположенію, составы многіе регламенты и разосла многіе указы во всю
Россію съ великимъ угроженіемъ о непремѣнномъ исполненіи оныхъ, и уставы
Сенатъ и Сѵнодч., и самъ бысть надъ ними главою и судіею главнѣйшимъ: и
тако нача той глаголемый богъ паче мѣры возвышатися. Той же лжехристосъ
сіе со дѣла отъ гордости живущаго въ немъ духа, учини народное описаніе,
изчисляя вся мужеска пола и женска, старыхъ и младенцевъ, и живыхъ и
мертвыхъ, возвышался надъ ними и изыскуя всѣхъ, дабы ни единъ* могъ
скрытися рукъ его, и обладая ихъ даньми веліимп, не точію на живыхъ, но и
на мертвыхъ таково тиранство учини — и съ мертвыхъ дани востребова: сего
и въ древнія времена бывшіе мучители не творили. И тако той лжехристосъ,
восхитивъ на себя царскую и святительскую власть, и вступи на высочайшую
степень патріаршескую, яко свидѣтельствуетъ о томъ изданная имъ книга