Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 669 Ѳеофилактъ освобожденъ изъ крѣпости 31-го декабря 1740 и весьма вредительное христіанству суевѣріе искореняютъ. О, коль многое мно¬
жество подъ такимъ притворомъ людей духовныхъ, а наипаче ученыхъ, ис¬
требили, монаховъ поразстригали и перемучили! Спроси жъ за что? Больше
отвѣта не услышишь, кромѣ сего: суевѣръ, ханжа, лицемѣръ ни къ чему не¬
годный. Сіе же все дѣлали такою хитростію и умысломъ, чтобъ во вся въ Рос¬
сіи истребить священство православное и завесть свою нововымышленную без¬
поповщину. Разговору большаго у нихъ не было, какъ токмо о людяхъ уче¬
ныхъ: о Боже! какъ-то несчастлива въ томъ Россія, что людей ученыхъ не-
имѣетъ и ученія завесть не можетъ! Незнающій человѣкъ ихъ хитрости и ко¬
варства думалъ, что они то говорятъ отъ любви и ревности къ Россіи; а они
для того нарочно, чтобъ гдѣ нибудь сыскавъ человѣка ученаго, погубить его.
Былъ ли кто изъ русскихъ искусный, напримѣръ, художникъ, инженеръ, архи-
тектъ, или солдатъ старый, а наипаче ежели онъ былъ ученикъ Петра Вели¬
каго: тутъ они тысячу способовъ придумывали, какъ бы его уловить, къ дѣлу
какому нибудь привязать, подъ интересъ подвесть, и такимъ образомъ или
голову ему отсѣчь, или послать въ такое мѣсто, гдѣ надобно необходимо и са¬
мому умереть отъ глада, за то одно, что онъ инженеръ, что онъ архитектъ, что
онъ ученикъ Петра Великаго. Подъ образомъ будто храненія чести, здравія и
интереса государства, о коль безчисленное множество, коль многія тысячи лю¬
дей благочестивыхъ, вѣрныхъ, добросовѣстныхъ, невинныхъ, Бога и государ¬
ство весьма любящихъ, въ Тайную похищали, въ смрадныхъ узилищахъ и тем¬
ницахъ заключали, гладомъ морили, пытали, мучили, кровь невинную потока¬
ми проливали! Кратко сказаніе—всѣхъ добрыхъ, простосердечныхъ, государ¬
ству доброжелательныхъ и отечеству весьма нужныхъ и потребныхъ, подъ
разными претекстами губили, раззоряли и во вся искореняли, а равныхъ себѣ
безбожниковъ, безсовѣстныхъ грабителей, казны государственныя похитите¬
лей, весьма любили, ублажали, почитали, въ ранги великіе производили, отчина¬
ми и денегъ многими тысячами жаловали и награждали». — «Со смертію Петра
и Екатерины —говорилъ Дмитрій Сѣченовъ въ присутствіи Императрицы3)—
наступили частыя и вредительныя перемѣны, и видя то, противницы наши,
добрую дорогу, добрый ко утѣсненію насъ сыскали способъ: показывали себя,
аки бы они вѣрные государству слуги, аки бы они оберегатели здравія госуда¬
рей своихъ, аки бы они все къ пользѣ и исправленію Россіи промышляютъ; а
какъ прибрали все отечество наше въ руки, коликій ядъ злобы на вѣрныхъ
чадъ россійскихъ отрыгнули, коликое гоненіе на церковь Христову и на бла¬
гочестивую вѣру воздвигли: ихъ была година и область темная: что хотѣли,
то и дѣлали. А во первыхъ пытались благочестіе отнять, безъ котораго бы мы
были горшій турокъ, жидовъ и араповъ. А такъ то они думали, какъ-де бла¬
гочестіе у нихъ отнимемъ, тогда де и сами къ намъ вѣру приложатъ, и сами
вслѣдъ намъ пойдутъ, и такъ по всей Россіи предтечей антихристовыхъ разо¬
слали, вездѣ плевельныя ученія разсѣвали, толико повредили, что мнози мало- а) Дмитрій Сѣченовъ, архимандритъ свіяжскаго монастыря (впослѣдствіи
митрополитъ новгородскій). Лѣтописи русской литературы и древности. Изд.
Н. Тихонравовымъ, 1859 г., кн. 2.