Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
668 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ныя имя вины всемилостивѣйше прощены, и отъ наказанія ссыл¬
ки и штрафовъ освободить повелѣно». Св. Сѵнодъ, въ которомъ первымъ членомъ по смерти Ѳео¬
фана, былъ вологодскій епископъ Амвросій Юшкевичь 1), вспом¬
нилъ о своихъ страдальцахъ. И наступило точно воскресеніе мерт¬
выхъ. Сотни, тысячи людей, безъ вѣсти пропавшихъ и считавших¬
ся умершими, ожили снова. Со всѣхъ отдаленныхъ мѣстъ Сибири
потянулись освобожденные страдальцы на свою родину, или въ мѣ¬
ста прежней службы,—кто съ вырванными ноздрями, кто съ от¬
рѣзаннымъ языкомъ, кто съ перетертыми отъ цѣпей ногами, кто
съ изувѣченными отъ пытокъ руками и изломанной спиной. Трудно сказать изъ какого званія было больше опальныхъ и
ссыльныхъ. Проповѣдники слѣдующаго царствованія, свободно го-
говорившіе передъ Елисаветой о дѣлахъ минувшаго царствованія,
приписываютъ эти опалы ненависти Бирона, Остермана, Миниха,
Левенвольда и прочихъ нѣмцевъ-лютеранъ къ русской вѣрѣ- и
русскому народу, и старавшихся, будто бы, истребить самый ко¬
рень восточнаго благочестія, и потому считаютъ, что больше всѣхъ
терпѣли духовные — архіереи, священники и монахи 2). *) Амвросій Юшкевичь, «за утѣсненіе отъ Польши» взятъ въ 1734 году, по
высочайшему повелѣнію, изъ выленскаго святодухова монастыря въ С.-Петер¬
бургъ и посвященъ въ Симоновъ монастырь въ архимандриты; изъ Симонова
переведенъ въ ипатскій и назначенъ сѵнодальнымъ членомъ; въ 1735 году
сентября 17 посвященъ въ епископы въ Вологду; въ 1740 году переведенъ въ
Новгородъ. 2) «Доселѣ дремахомъ—говорилъ одинъ проповѣдникъ а) — анынѣувидѣ-
хомъ, что Остерманъ и Минихъ съ своимъ сонмищемъ влѣзли въ Россію, яко эмис-
саріи діавольскіе, имъ же, попустившу Богу, богатства, слава и честь желан¬
ная приключишася: сія бо имъ обѣтова сатана, да подъ видомъ министерства
и вѣрнаго услуженія государству россійскому, еже первѣйшее и дражайшее
всего въ Россіи, правовѣріе и благочестіе неточііо превратятъ, но и до корня
истребятъ»... Амвросій Юшкевичь говорилъ съ церковной каоодры, что Ели¬
савета «преславная побѣдительница избавила Россію отъ враговъ внутреннихъ
и сокровенныхъ. Такіе-то всѣ были враги наши, которые, подъ видомъ будто
вѣрности, отечество наше раззоряли, и смотри, какую дьяволъ далъ имя» при¬
думать хитрость. Во первыхъ на благочестіе и вѣру нашу православную насту¬
пили; но такимъ образомъ и претскстомъ, будто они нс вѣру, но непотребное а) Кириллъ Флоринскій, заиконоспасскій архимандритъ и ректоръ москов¬
ской академіи. Лѣтописи русской литературы и древности. Изд. II, Тихонра¬
вовымъ, 1859 г. кн. 2.