Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
56 ОЕОФАІІЪ ПРОКОПОВИЧЪ съ полтиною, слышу великую скудость. Такъ разсуждати подобаетъ
и о служеніи. Слово сіе само собою значитъ нечто иное, токмо
подчинениу быти воли чьей и повелѣнія его хранити, а не яв¬
ляетъ само собою, какое оное есть подчиненіе: можетъ бо и
малое и великое быти. Подчиненъ есть самовольный слуга госпо¬
дину своему, да больше подчиненъ не свободный рабъ, каковіи
прежде бывали купленніи, а у насъ въ Россіи крестьяни. И еще
какъ слуга, такъ рабъ и всн прочій больше подчинены суть вла¬
сти высочайшей, все отечество управляющей. Неравность сія под¬
чиненія и служенія не можетъ познаватися отъ единаго слова се¬
го: слуга или служеніе, а опозновается съ прилогомъ напримѣръ
таковымъ: сей служитъ сему господину самовольно, а сей при-
иисный рабъ есть ему. Сіе ясное всѣхъ есть вѣденіе, и отъ сего
нетрудно уразумѣти можно, какое подчиненіе есть человѣка Богу. Что больше требуютъ и что на сіе скажутъ прекословцы?
Не совершенное ли поклоненіе показалъ намъ Христосъ? Аще не
совершенное, то для чего не научилъ насъ совершеннѣйшему?
Аще же совершенное, то какъ тое поклоненіе принесемъ къ тваг
рямъ? Сравнимъ ли твари съ Богомъ? Зри, преподобнѣйшій отче, какъ не добрѣ дѣется, что не
сильно у насъ слово св. ап. Іакова: не мнози учители бывайте,
братія мои, вѣдяще, яко большее осужденіе пріимемъ. Многое
искусство въ томъ имѣти подобаетъ, въ чемъ кто учителемъ хо-
щетъ быти. Но искусный долженъ есть долго и прилежно, и сло¬
ва и вещь, и вещи самой естество и обстоятельства, и вся оной,
тако рещи, утробы разбирать, разсуждать^ н проницать, когда
хощетъ произнести судъ свой въ чуждемъ мнѣніи и ученіи. Не
миоги же обрѣтаются такъ искусніи и такъ прилежніи, ово за не¬
великое остроуміе, ово за не сильное въ богословіи обученіе (иног¬
да и обѣ скудости сія случаются въ единомъ лицѣ); того ради
глаголетъ Духъ Святый, да не мнози касаются дѣла учительскаго,
боящеся большаго осужденія. Что бо слѣдуетъ таковому легко¬
мысленному учительству? Первѣе распри, а въ народѣ сумпи-
тельство, потомъ и расколы и ереси и фикціи; и сколько погиб¬
нетъ душъ таковыми бѣдствіи, взыщется за взятыя на судѣ Бо¬
жіи. Отъ таковыхъ любопрѣтельныхъ совопросниковъ въ нашемъ
семъ съ прекословцами дѣлѣ, не слѣдуетъ ли сіе, что слышавше