Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. нымъ служеніемъ и прочая. Посмотрѣли бы оные прекословцы:
въ соборѣ ономъ такъ ли стоитъ? Ибо мы слово истое собора онаго
положили, и для того характеромъ крупнымъ напечатано. И ес¬
ли не такъ соборъ говоритъ или не такими словами, то было бы
имъ для чего сумнѣваться, и моя ложь была бы явна. А сумнѣ-
ваться и прекословить подъ такимъ розыскомъ дивно воистину;
а еще дивнѣе того, если и видѣли слово соборное, а однакожъ
порицаютъ насъ; понеже мы нашима очима слово тое на св. со¬
борѣ видимъ, по двоихъ изданіяхъ еллино-латинскихъ — на рим¬
скомъ и парижскомъ и книги оныя посылаю вашему преподобію. Да мнится мнѣ — слово греч. Хатргса устрашило ихъ, и ду¬
маютъ, что не добрѣ мы перевели Хатреса славенски служеніемъ;
да вельми въ томъ погрѣшаютъ, помышляюще, что служеніе не
Хатреіа, но другое слово греческое ЗоиХг'.а знаменуетъ, и того
ради переводъ нашъ охуждаютъ». Ѳеофанъ защищаетъ свой пере¬
водъ, приводя многія мѣста изъ св. писанія, гдѣ слово Хатреса
переведено именно служеніемъ. «До здѣ наша рѣчь была о переводѣ слова. Еще поговоримъ
„ и о самой вещи. Которые прекословятъ намъ здѣ, хотятъ почи¬
тать иконы святымъ служеніемъ. Что се слышу новое? Какъ же
служить иконамъ? Благоволили бы намъ истолковать. Только сіе
мнѣніе, яко злочестивое, отвергаетъ 7-й соборъ вселенскій. Наконецъ вельми дивно, что прекословящій не изволили внять,
о какомъ служеніи глаголемъ мы съ соборомъ вселенскимъ. Вѣдь
не нагое служенія слово положено тамъ, но съ такъ высокими
прилогами, что весьма злочестивый будетъ, аще кто такое слу¬
женіе коей либо и высочайшей твари восписати дерзнетъ. Много
таковыхъ словъ есть, которые сами собою ни доброе — ни злое, ни
малое что — ни великое означаютъ; а когда приложимъ къ нимъ
опись другими словами, покажутъ намъ или злое или доброе или малое
или великое. Напримѣръ глаголъ сей: вѣрую самъ собою ни зла ни
добра намъ не являетъ; а съ такимъ придаткомъ: вѣрую слову Бо¬
жію— великое добро; а съ другимъ таковымъ: вѣрую бѣсовскому
ученію—великое зло представляетъ. Подобнѣ имъ слово имѣніе ни
малую ни великую силу иоказуетъ само собою; но ащерекли: имѣ¬
ніе сего человѣка до 10 милліоновъ, слышу великое богатство;
аще же рекли о другомъ: имѣніе его все не стоитъ 5 рублей