Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
632 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ники школы, дошедшн до высшихъ классовъ, обучали младшихъ
учениковъ школы и получали за это хотя небольшое жалованье. ѲеоФанъ написалъ для своей школы инструкцію, отзываю¬
щуюся нѣсколько іезуитскимъ духомъ. Она прочитывалась вслухъ
всѣхъ воспитанниковъ 1-го числа каждаго мѣсяца '). / Для развлеченія учениковъ ЭЭеоФанъ завелъ въ школѣ вокаль¬
ную и инструментальную музыку. Послѣдней обучались желающіе
у наемнаго мастера и потомъ сами обучали своихъ младшихъ то¬
варищей. Это нововведеніе не нравилось нѣкоторымъ ригористамъ
того времени. Какъ въ духовной школѣ учить музыкѣ? — «Хо¬
рошо ли—писалъ Родышевскій—не противно ли церкви святой п
ученію ея написано въ ХХ-мъ пунктѣ о семинаріи, гдѣ дѣти бу¬
дутъ священства и монашества ради учитися, дабы въ праздные
дни была при столѣ ихъ музыка, или гласы муснкійскихъ инстру¬
ментовъ? «И сіе, рече,'не трудно; ибо перваго только напять ма¬
стера, а отъ него наученные охотные семинаристы должны бу¬
дутъ и иныхъ паучатп на свое мѣсто туне. И сія регулы —
рече —воспомянутыя служатъ ко увеселенію учащихся». Сему
быти Златоустъ святый жестоко запрещаетъ; возбраняютъ и со¬
боры апостольскіе и вселенскіе» 2). Біографъ ѲеоФана (у Шерера) говоритъ, что ѲеоФанъ не •
только позволялъ, но самъ завелъ въ школѣ сценическія предста¬
вленія 3). \ -"Л * *)происходилъ изъ онѣмечившихся прибалтійскихъ славянъ; онъ служилъ нѣ¬
которое время оберъ-аудиторамъ Флота, а въ 1760 году принятъ въ Академію
Наукъ профессоромъ юриспруденціи существовавшаго тогда при ней универ¬
ситета и здѣсь принадлежалъ къ малочисленнымъ сторонникамъ Ломоносова;
изъ Академіи уволенъ въ 1770 году. (Десятое присужденіе Уваров. наградъ, стр.
15. Спб. 1808). Между печатными письмами ѲсоФаші есть одно — къ Генриху
Готлибу ІІатцію, лютеранскому пастору въ Петербургѣ—(«при нѣмецкой кир¬
кѣ за Зимнимъ его величества дворцомъ». Дѣла архива сп. Сѵнода, 1721 года.
№ 245)—который прислалъ кгх, нему молодаго человѣка нт, учители латинскаго
языка. ѲеоФанъ проситъ ІІатція доставить сму свѣденія о сто отечествѣ, ро¬
дителяхъ, характерѣ и способностяхъ. (Тѣсорііапіа Крініоіао. Ерікі. XIV. 22
мая, 1734 года). По объ Ѳедоровичѣ ли была рѣчь въ атомъ ішсьмѣѴ *) Инструкція — въ Приложеніяхъ № VIII. г) Возраженіе на Регламентъ Духовный въ рукописи Гоеудар. архива. 3) Сошесііаз зіѵс Ішіоз всепісоз аііазцис Іюпеаіаз гестоаііопев поп іапіит
ішіиіаіі, зеб ргаесеріі.