Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
630 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ лается въ псалмѣ 7 стихъ 16 и 8, въ притчахъ въ главѣ 26 стихъ
27, и въ главѣ 28 стихъ 10, п у екклесіаста въ главѣ 10 стихъ
5 или 8 (хотя и того не миновали прилежно о томъ разсуждаю¬
щей), запретило намъ долго и помышляти ваше со всѣми обходи-
тельство, не токмо не коварное, но весьма простосердечное и ко
всякому благоувѣтлпвое, мирное, любовное, терпѣливое, тихое,
смиренное, кроткое, сладкое, не желчное, не злобное и проч. и
проч. И такъ, не нашедше подобія въ св. писаніяхъ, принуждены
мы были таковымъ попеченіемъ привникнуть и ко внѣшней ис¬
торіи, и увидѣли скоро у преславнаго римскаго историка Тита
Ливія въ книзѣ дѣло, яко бы сему сличное. Повѣствуетъ онъ,
что въ нѣкое время явилась незапно въ Римѣ глубокая и страш¬
ная пропасть; а по сказкѣ премудрѣйшихъ богослововъ имѣло
римскому государству нѣкое не малое несчастіе приключиться, и
отвратить оное инако будто бы не возможно было, развѣ самоиз-
вольнымъ-знатнаго какого римлянина въ пропасть оную самаго
себя вверженіемъ; и тогда-де изряднѣйшій ковалеръ Курціусъ,
украсивъ и вооруживъ себя, какъ ему лучше возможно было, на
лошади въ оную бездну вскочилъ, и въ тотъ часъ бездна затво¬
рилась и Римъ сталъ безъ печали. И изъ сего думали мы, что (по¬
неже казалось намъ ваше оному стремленію весьма подобное)
имѣло быть либо хозяину, либо гостямъ его, нѣкое не легкое зло¬
ключеніе, да мужественнымъ вашимъ въ глубину поскокомъ от¬
вратилось. Ради мы было стали и вашему благородію за таковое
спасеніе благодарить готовились: но когда потомъ разсмотрѣли,
что о томъ, кое имѣло быть, да не сдѣлалось, яко о неизвѣст¬
ныхъ судьбахъ, говорить христіанское ученіе запрещаетъ: того
ради и сего мнѣнія мы отстали. Прочее, что бы значило ваше
въ погребъ снисхожденіе, не можемъ ничего ннаго придумать,
только слѣдующее: или вы, государь машъ, изволили таковымъ
дѣйствіемъ показать намъ, не по достоинству нашему, по но при¬
родному вашему смиренномудрію, нижайшій поклонъ, пли хотѣ¬
ли вы отвѣдать, во всемъ ли сообщается съ вами хозяинъ, что
въ погребѣ имѣетъ. Если же н симъ догадомъ нашимъ ошибаем¬
ся, то покорно просимъ высокоблагородіе ваше показать намъ
самую истинную того причину; а мы въ томъ только пребываемъ