Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
54 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ жа-п, сему закону. Какъ сынъ не долженъ безъ соизволенія своихъ
родителей вступать въ бракъ, такъ и родители не должны при¬
нуждать взять ту, которой онъ не хочетъ, съ каковою у него ни
по возрасту, пи но любленію каковое либо сходство быти пока-
зуется. Напр. аще бы родители понуждали сына своего, 17 лѣтъ
суща, пояти жену 40 лѣтъ пли хотя и 15—лѣтну слѣпую или
съ другимъ недостаткомъ, какоей либо знаменитой въ тѣлѣ части
лишенную, для богатства и высшаго рода, а онъ ни богатства,
ни рода, а только жены по желанію своего сердца желалъ бы». Но
возражатель недогіускаетъ вмѣшательства родителей въ выборъ
дѣтей, желающихъ принять монашество. Въ толкованіи седьмой заповѣди говорится о притвореніи
ложныхъ мощей, будто святыхъ. «Нерѣдко таковые явишася пре¬
лестницы, которые, прибытка ради, притворныя за святыхъ мо¬
щи пронесоша, якоже въ Москвѣ иногда случися — (что всѣмъ
извѣстно есть). И иная нѣкая симъ подобная, подъ покрываломъ
святости, лестцы оные простымъ людемъ утвердиша, якоже млеко
пресв. Богородицы, кровь Іисуса Христа и власы брады Его, что
все противно истинѣ. Возражатель, сильно протестуетъ противъ
этого нареканія на святыню. Такъ какъ нѣкоторыя иностранныя слова, употребляющіяся
въ толкованіи, подали поводъ къ недоразумѣніямъ, то возража¬
тель даетъ совѣтъ, что «лучше бы греческія слова (символъ, Ха-
таіа, ЗоиХ'іа, итсрЗооХіа, тсроахіѵтіот;) оставить безъ переводу, пото¬
му что въ нѣкоторыхъ богословскихъ реченіяхъ славянскій языкъ
страждетъ и грѣшитъ, между тѣмъ какъ по гречески они про¬
сты и ясны». — Это напоминаетъ старый предразсудокъ, по ко¬
торому понятій и истинъ христіанскаго ученія нельзя выразить
ни на какомъ другомъ языкѣ, кромѣ еврейскаго, греческаго и
латинскаго. ѲеоФаиъ отвѣтилъ на этотъ протестъ письмомъ на имя не¬
извѣстнаго духовнаго лица, вѣроятно Аѳанасія Кондоиди, жив¬
шаго у князя Кантемира. «Преподобнѣйшій отче! Не мало дивно мнѣ, что иѣціи сумиѣ-
ваются, (какъ я отъ вашего преподобія оногда слышалъ), о на¬
шемъ словѣ въ наставленіи отроческомъ, гдѣ мы написали, что
св. седьмой соборъ вселенскій не велитъ иконъ почитать истин-