Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
626 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ была въ ходу астрологія; но онъ говаривалъ: заріепз сІотіпаЫ-
іиг азігіз». «Библіотека его возрасла наконецъ до 30 тысячъ томовъ луч¬
шихъ изданій. Пользуясь ея сокровищами самъ, онъ охотно давалъ
книги и другимъ и вообще своими знаніями—-плодомъ внимательна¬
го чтенія и наблюдательности — онъ охотно дѣлился съ другими
учеными людьми, которыхъ часто приглашалъ къ себѣ къ обѣду
или вечеромъ къ ужину, когда по окончаніи дневныхъ занятій
можно было вздохнуть свободно. Это были своего рода аттиче¬
скіе вечера (посіез аШсае), съ которыхъ всякій выносилъ что ни-
будь умное (пеню, пізі гіосііог, е^геззиз)». «Онъ никогда не позволялъ снять съ себя портрета. Но, по
смерти его, императрица Айна приказала художнику срисовать
его лицо и вырѣзать на мѣди. Бъ кругу близкихъ лицъ, мѣшая
шутку съ дѣломъ, онъ былъ геніально остроуменъ, такъ что со¬
бесѣдники съ жадностію ловили и старались запомнить его изре¬
ченія, апологи, притчи». «Они стоятъ того — говоритъ его біо¬
графъ—чтобы ихъ собрать и напечатать». «Одинъ старый епископъ, получившій воспитаніе въ Россіи,
за веселой чашей, говорятъ, сказалъ какъ-то, что пока мы про¬
бавлялись родною пищею и родными напитками, были и здоровы и
крѣпки, не знали ни болѣзней, ни лекарей; а какъ узнали замор¬
скія утѣхи, какъ начали пить венгерскія, рейнскія, Французскія,
испанскія, ермитажныя, бургондскія, шампанскія и прочія ерети¬
ческія вина, то узнали и подагру и хирагру и каменную болѣзнь
и головокруженіе, и чахотку, а многіе и умираютъ въ цвѣтѣ лѣтъ.
ѲеоФанъ замѣтилъ на это, что если другія страны даютъ лучшіе
плоды и лучшую пищу, то отчего не принять ихъ съ благодарно¬
стью изъ руки Господа, Творца всѣхъ странъ?» «У него была по¬
говорка: иіі Ьопі ѵіпі пои езі диаегепсіа ге§іо, зіс пес Ьопі ѵігі
геіідіо еі раігіа». «Особенное уваженіе ѲеоФанъ имѣлъ къ сочиненіямъ Буддея,
съ которымъ, равно какъ со многими другими учеными Германіи
и Англіи, былъ въ перепискѣ. О философіи Вольта, надѣлавшей
въ его время много шуму, говорилъ, что она годится для начи¬
нающихъ, а не для ученыхъ». «Иностранцы, упоминавшіе объ немъ въ своихъ сочиненіяхъ,