Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 615 похвалою, ссылается на указанія и замѣтки Ѳеофана. «Нашъ ар¬
хіепископъ Прокоповичъ—пишетъ онъ въ одномъ мѣстѣ—какъ
былъ въ наукѣ философіи новой и богословіи толико ученъ, что
въ Руси прежде равнаго ему не было. По природѣ острымъ суж¬
деніемъ п удивительно твердою памятью былъ одаренъ» 1). Подъ
вліяніемъ одной бесѣды съ нимъ, Татищевъ написалъ «разговоръ
о пользѣ наукъ», который завѣщалъ, какъ дорогое наслѣдіе, свое¬
му сыну. Въ заключеніе своей замѣчательной духовной сыну, онъ
говоритъ: «наконецъ, какъ я тебѣ уже ничего завѣщать не имѣю
болѣе, но токмо для тебя о тебѣ самомъ и что тебѣ нужно къ ра¬
зумѣнію, слѣдующимъ «разговоромъ» награждаю, который прош¬
лаго 733 г. будучи здѣсь, по случаю разговора съ князь Сер¬
гіемъ Долгоруковымъ началъ, чрезъ разговоръ съ архіеписко¬
помъ новгородскимъ Ѳеофаномъ Прокоповичемъ и съ князь Алек¬
сѣй Михайловичемъ Черкасскимъ, яко же съ нѣкоторыми про-
Фессоры академіи, разсуждалъ, продолжая и тебѣ тѣмъ пользу
принести» 2). Въ этой духовной онъ совѣтуетъ сыну читать на ря¬
ду съ твореніями знаменитыхъ отцовъ и учителей церкви сочи¬
ненія ѲеоФана Прокоповича — истолкованіе десяти заповѣдей и
блаженствъ, которое за катихизисъ, а малый Букварь—за луч¬
шее нравоученіе служить могутъ 3). Во взглядахъ у него много сходнаго съ Ѳеофаномъ. Совер¬
шенно согласно съ его образомъ мыслей, Татищевъ пишетъ въ ду¬
ховной, что «прологи и житія святыхъ въ Минеяхъ-Четьихъ на¬
добно читать такому, кто довольно въ письмѣ святомъ искусился
и могъ бы довольно разсудить; ибо хотя въ нихъ многія исторіи
въ истинѣ оскудѣваютъ и неразсуднымъ соблазны къ мнительству
о всѣхъ, въ нихъ положенныхъ, подать могутъ: однакожъ тѣмъ не
огорчевайся,но разумѣй, что все оное къ благоуханному наставле¬
нію предписано и тщися подражать дѣламъ ихъ благимъ». Между
прочимъ онъ совѣтуетъ сыну, послѣ достоточнаго ознакомленія
съ своимъ (православнымъ) закономъ, изучать творенія писателей
католическихъ, лютеранскихъ и кальвинскихъ, чтобы, встрѣчаясь ^Татищева, Россійская исторія, кн. 1, стр. 486. Сравн. стр. 41 и 134.
Москва, 1868 г. 2) В. Н. Татищевъ и ею время, соч. Нила Попова, стр. 554, примѣч. 110. 3) В. Л. Татищевъ: стр. 209.