Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
614 ОЕОФАИЪ ПРОКОПОВИЧЪ мой пѣсни пѣсней '). Въ предисловіи къ нему Ѳеофанъ говоритъ
о поводѣ къ сочиненію ел слѣдующее: «Въ недавнопрошедшее
время въ прилунившейся намъ негдѣ бесѣдѣ дружеской, когда
были разсужденія о Христовой церкви, между многими священ¬
наго писанія словесы къ дѣлу тому приведенными, произнеслось
нѣчто и отъ книги Соломоновой, глаголемой Пѣсни пѣсней. Нѣ¬
кто отъ слышащихъ (г. Василій Никитичъ Татищевъ, тайный со¬
вѣтникъ и астраханскій губернаторъ) по внѣшнему виду, каза¬
лось, человѣкъ не грубый, иоворотя лице свое въ сторону, руга-
тельнѣ усмѣхнулся, а когда и далѣ еще, поникнувъ очи въ землю
съ молчаніемъ и перстами въ столъ долбя, претворный видъ на
себѣ показывалъ; вопросили мы его съ почтеніемъ: что ему на
мысль пришло? И тотчасъ отъ него нечаянный отвѣтъ получили:
«давно—рече—удивлялся я, чѣмъ понужденные не токмо простые
невѣжи, но и сильно ученые мужи, возмечтали, что пѣснь пѣсней,
есть книга священнаго писанія и слова Божія? А по всему вид¬
но, что Соломонъ, разжизаяся похотію къ невѣстѣ своей, царевнѣ
египетской, сія писалъ, какъ то у прочихъ, любовію зжпмыхъ,
обычай есть; понеже любовь есть страсть многорѣчивая и молча¬
нія нетерпящая: чего ради во всякомъ народѣ ни о чемъ иномъ
такъ многія пѣсни не слышатся, какъ о плотскихъ любезностяхъ».
Симъ отвѣтомъ такъ пораженное содрогнулось въ насъ сердце,
что не могли мы придумать, что сказать. А понеже онъ и еще
повторялъ тожде свое злорѣчіе, мы ему съ кротостію предложи¬
ли, что надѣемся такъ доказательнѣ честь и силу книги сея, яко
сущаго слова Божія, объяснить, что онъ, если совѣсти своей не-
воспротивится, о нынѣшнемъ смѣхѣ своемъ восплачется. Онъ, то
слышавъ, съ прилежаніемъ просилъ насъ, дабы мы обѣщаваема-
го дѣла исполнить не забыли. Знать то ни мало не надѣялся, чтобъ
мы нѣчто важное и сильное о семъ произнести могли. Того ради
мы обѣщаніемъ онымъ одолжены, тщимся то уже совершить». Въ свою очередь и Татищевъ не оставался безучастнымъ
къ бесѣдамъ ѲеоФана. Въ своей исторіи онъ часто, и съ большою *)*) Москва. 1774 г. Въ заглавіи сказано, что ото разсужденіе написано «про-
тивъ не искусныхъ и малораз судныхъ мудрецовъ, легко о книгѣ сей помыш¬
ляющихъ».