Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 613 но полную параллель '). Тотъ и другой показывали народу необ¬
ходимость и пользу разныхъ отраслей знанія, осмѣивали ханже¬
ство и суевѣрія, изъясняли пользу путешествій и внушали рели¬
гіозную терпимость въ отношеніи къ иноземцамъ и выгоду отъ
обращенія съ ними. Переходное время ихъ представляло два типа
враговъ просвѣщенія и совершаемыхъ’въ духѣ его преобразова¬
ній: упорныхъ невѣждъ и недоученыхъ прогрессистовъ и цивили¬
заторовъ, считавшихъ за существенное одну лишь внѣшность,
одинъ лоскъ европейца. Первыхъ, разумѣется, было несравненно
больше по численности и силѣ, нежели послѣднихъ, и на нихъ-то
направляютъ ѲеоФанъ свои поученія, Кантемиръ—свою сатиру.
Но и другой классъ враговъ просвѣщенія также подпалъ подъ
ихъ перо 1 2). Къ этому же кругу образованныхъ лицъ принадлежалъ В. Н.
Татищевъ. Русскій душею, складомъ ума и характера, онъ рас¬
ходился съ Ѳеофаномъ во многихъ убѣжденіяхъ, но тяготѣлъ
къ нему какъ человѣкъ образованный къ человѣку высшаго ума
и образованія. Умъ и образованность сближаетъ людей, имѣю¬
щихъ не только различныя, но и противоположныя убѣжденія,
если только они честно слѣдуютъ своимъ убѣжденіямъ, не вы¬
ставляя ихъ на показъ и не скрывая за ними какихъ нибудь эгои¬
стическихъ стремленій. Напротивъ это столкновеніе различныхъ
взглядовъ и убѣжденій полезно и благотворно тѣмъ, что возбуж¬
даетъ новые вопросы, открываетъ въ предметѣ новыя стороны,
выясняетъ и упрочиваетъ самыя убѣжденія, и образуетъ между
ними точки соприкосновенія и сближенія. Одинъ изъ разговоровъ съ Татищевымъ былъ поводомъ Ѳе-
ОФану къ сочиненію разсужденія: О книгѣ Соломоновой парите- 1) Какъ ото и сдѣлалъ Дудышцинъ въ Отъчеств. Записи. 1848 г. № XI,
пъ разборѣ сатиръ Кантемира, по поводу смирдинскаго изданія ихъ. 2) Кантемира, Сатира ІГ, стр. 167 и слѣд.— Слова и Рѣчи—ѲеОФана, ч. II,
стр. 246. Списокъ сатиръ Кантемира, съ собственноручною подписью ѲеоФа-
на: «ех ІіЪгіз ТЪеорІіапіз агсіііерізсорі Коѵо^гайепзіз» находится въ Софійской
Библіотекѣ—въ С.-Петерб. Дух. Академіи.—Письмо Кантемира къ пріятелю,—
по догадкѣ Аѳанасьева (Библіогр. Зап. Т. I. 1858 г. стр. 593)—Ѳеофану Проко¬
повичу— не могло быть писано къ Ѳеофану, потому что его въ то время (въ
1742 г.) уже не было въ живыхъ.