Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
52 ОЕОФЛНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ніе, еже премудрѣйшая махи Церковь сыномъ своимъ отъ мла¬
дыхъ (да безъимешгаго автора латинскимъ реку глаголенія обра¬
зомъ) ногтей предаде и уставила есть, еже долгимъ уже време¬
немъ н отъ толикихъ вѣковъ всегда соблюдаемо толикое возъимѣ
употребнтельство, яко (свидѣтельствующей греческой, арабской,
георгійской, великороссійской, малороссійской, молдовлахійской,
угровлахійской, славянской за Дунаемъ сущей, болгарской,
иллирической,, албанской, далматской, трансильванской и всей
купно право слабой восточной Церкви), аще бы инъ нынѣ яный,
кромѣ сего ученія, отрокомъ усшювался приввести чшъ, хотя
благочестнымъ и ревностнымъ сіе началъ бы тщаніемъ, обаче
едва или никакоже могъ бы, яко мню, избыта порока подозрѣ¬
нія; кольми паче изобрѣтатель или древняго обычая истребитель
мнимъ я презираемъ былъ бы». За тѣмъ возражатель переходитъ къ толкованію заповѣдей
и начинаетъ свой разборъ съ совершенно вѣрной мысли, что
не справедливо ограничивать христіанское нравоученіе десятью
заповѣдями и привязывать его къ древнему десятословію. «Слад¬
кое Господа Спаса иго сладцѣ пріемляй и легкое Его бремя со
усердіемъ носяй, познаетъ законъ 10-ти заповѣдей несовершен¬
нымъ, еіюже потомъ чрезъ Сына восхотѣ исполннтп. Чего ради
ученикъ Новаго Завѣта не удовлетворитъ благому Учителю, если
скажетъ: азъ отъ юности совершпхъ сія вся»'. Разбирая толкованія заповѣдей, возражатель обвиняетъ со¬
чинителя въ томъ, что, изъясняя первую, онъ заставляетъ вѣровать
только въ одного Бога; изъясняя вторую заповѣдь причисляетъ
къ идолослуженію поклоненіе иконамъ. «Идолослужитель есть —
сказано въ ученіи отрокомъ, — когда честь Божію воздаетъ образу
или подобію коей либо вещи небесной, когда кто покореніе души
своея нѣкоему образу приноситъ, бояся его и надѣлся на него,
яко бы нѣкую въ себѣ невидимую силу имущаго». Возражатель
замѣчаетъ на это: «хотя авторъ, краткости поучался, непороч¬
нымъ сіе произнесе умомъ и сердцемъ, обаче можетъ быть сум-
штельство, яко нѣчто болѣе въ себѣ заключаетъ, нежели елико
отъ младыхъ отроческихъ умовъ могло бы поято быти. Есть
сила и въ водѣ и въ игрѣ, и въ хлѣбѣ и въ водѣ, элеѣ и въ мо¬
щахъ».