Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
и кго ВРКМЯ. 609 Сатира начинается и оканчивается обращеніемъ къ ѲеоФаяу
и разсыпаетъ ему похвалы щедрой рукою. Дивный первосвященникъ, которому сила
Высшей мудрости тайны всѣ открыла, И всѣ твари, что міръ сей отъ вѣкъ наполняютъ
Показала, изъяснивъ, отъ чего бываютъ,— Ѳеофанъ, которому все то далось знати, Здрава человѣка умъ что можетъ понятп. Скажи мнѣ, можешь бо ты: всѣмъ всякаго рода
Людямъ, давши тѣло тожь н въ немъ духъ природа, Она имъ разныя надѣлила страсти, Которыя одолѣть уже не въ ихъ власти, Илп другой ключъ тому ручью искать нужно? Потомъ частью подъ вымышленными, частью подъ собствен¬
ными именами, сатирикъ описываетъ разныя людскія страсти и
наконецъ заключаетъ свою сатиру: Да не пора-ль, муза моя, губы Прижавъ кончить нашу рѣчь? Сколь наши ни любы Намъ рѣчи, мѣру въ нихъ знать здравый смыслъ насъ учитъ. Всякому лишно-долга рѣчь уху наскучитъ. И должно помнить тебѣ, съ кѣмъ идетъ мнѣ слово: Ѳеофана чаешь ли не имѣть много
Дѣла, развѣ выспаться, до сыта покушать
И, поджавъ руки, стихи мои слушать. Пастырь о стадѣ своемъ прилежный радѣетъ
Недремно спасенія сѣмя чисто сѣетъ
П растить примѣромъ онъ такъ, какъ словомъ, тщится.
Главный надъ церковью правитель садится
Не напрасно близъ царя. Церковныя славы
Пристойно защитникъ онт, изнѣженны нравы
Исправляетъ пастырей и хвальный чинъ вводитъ. Воля намъ Всевышняго ясна ужъ исходитъ
Изъ его устъ и ведетъ въ истинну дорогу, Неусыпно черпаетъ въ источникахъ многу
Чистыхъ мудрость; потекутъ прелестны
Намъ струи; труды его безъ конца различны.... Извѣстны также стихотворное посланіе Ѳеофана къ Канте¬
миру, во время преслѣдованія его (Ѳеофана) Дашковымъ, и утѣ¬
шительный отвѣтъ Кантемира. 39