Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
006 ОЕОФЛНЪ ПРОКОПОВИЧЪ мы упоминали уже о проповѣдяхъ Снмона Кохановскаго съ обли¬
ченіемъ недостатковъ старой русской жизни—«ханжества, лице¬
мѣрія, суевѣрія и наружнаго благочестія, основаннаго на мужиц¬
кой наипаче и на бабской богословіи и сказкахъ бездѣльниковъ».
Тонъ его проповѣдей очень рѣзокъ. Его полемика переходитъ
въ открытую иронію и злую сатиру на невѣжество и суевѣріе
иростаго народа. Рѣчь его груба и наполнена выраженіями, не¬
приличными въ церковной проповѣди. — Государь самъ поручалъ
современнымъ проповѣдникамъ говорить въ проповѣдяхъ о свопхъ
дѣлахъ 1) н предлагалъ даже составить сборникъ проповѣдей,
говоренныхъ по случаю его побѣдъ 2). Гомилетическія наставленія п проповѣди ѲеоФаиа имѣли мно¬
го послѣдователей и подражателей, но съ другой стороны встрѣ¬
тили не мало противниковъ и порицателей. Родышевскій, возражая на статью Регламента о проповѣдни¬
кахъ, пишетъ: «въ Регламентѣ написано, что проповѣднику, нро-
повѣдая слово Божіе, не надобно рыдать, но, хотя бы и возмутил¬
ся духъ, надобно елико мощно унимать слезы. Вся бо сія лишняя
и неблагообразна суть и слышателей возмущаютъ. Павелъ вели¬
кій апостолъ и учитель глаголетъ въ дѣяніяхъ гл. 20: «сего ра¬
ди будите поминаю ще, яко три лѣта нощь и день непрестанно
уча со слезами единаго коегождо васъ». И не говорилъ самъ и ни¬
кто о немъ и тогда и послѣ не поносилъ его, и лишнимъ сего не
нарицалъ, что онъ плакалъ, и неблагообразнымъ; а тѣмъ, что онъ
плакалъ, наставлялъ паче слушателей своихъ словесъ, а не возму¬
щалъ: то и проповѣднику плачущемуся и наставляющему народъ
со слезами и со умиленіемъ сіе недолжно бы быть поносимо, но
паче похваляемо». х) Въ меморіяхъ Петра есть замѣтка: «полковникъ Шиповъ посланъ былъ
съ частію войскъ въ Гилянь, который прибылъ туда счастливо и тамъ безъ
всякой противности принятъ отъ жителей и вступилъ въ главный городъ Гн-
лянскій Рящъ». Вслѣдъ за этимъ приписка: «сіе писано въ 25 день и отдано для
меморіи Кролику, чтобы внесъ въ казаніе, которое онъ говорилъ того числа
на благодарномъ молебнѣ». (Кабин. дѣл. отд. I, кн. 31, стр. 80). 2) Пекарскаго, Наука и литература въ Россіи при Петрѣ В. Ч. I. стр.
492—494.