Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
«04 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ піи, ЧТО есть ноля Божія, святая, угодная и совершенная, и то
говорили бъ». Регламентъ вмѣняетъ проповѣднику въ обязанность имѣть у
себя и прилежно читать книги св. Златоустаго, лучшаго истолко¬
вателя св. писанія и самаго практическаго изъ отцовъ греческой
церкви и предостерегаетъ отъ польскихъ проповѣдниковъ, назы¬
вая ихъ «легкомысленными козподсшнками». Измѣняя направленіе проповѣди, ѲеоФанъ въ тоже время ст а
рался измѣнить манеру оказыванья проповѣдей, освободить ее —
или лучше проповѣдника—отъ неумѣренныхъ жестовъ, кривляній
и вообще всякой аффектаціи. «Безумно творятъ проповѣдницы,
которые брови свои поднимаютъ и движеніемъ раменъ являютъ
гордое, и въ словѣ нѣчто такое проговариваютъ, отъ чего мож¬
но познать, что они сами себѣ удивляются. Не надобно проповѣд¬
нику шататься вельми, будто въ суднѣ весломъ гребетъ. Не на¬
добно руками вспляскивать, въ боки упираться, смѣятися, да не-
надобѣ и рыдать; но хотя бы и возмутился духъ, надобѣ ели¬
ко мощно унимать слезы. Вся бо сія лишняя и неблагообразна
суть и слышателей возмущаютъ». Наставленія о внѣшнихъ качествахъ проповѣдника безъ со¬
мнѣнія основаны были на личныхъ наблюденіяхъ ѲеоФаиа надъ со¬
временными ему проповѣдниками. Даже лучшіе проповѣдники пет¬
ровскаго времени страдали этими недостатками въ сочиненіи и
оказываніи проповѣдей. Стеч>ану Яворскому нельзя отказать ни
въ силѣ воображенія, ни въ глубинѣ чувства, ни въ легкости и нѣ¬
которой граціи языка:1) но всѣ его проповѣди суть школьныя со¬
чиненія на избранную тему, не имѣющія никакого отношенія къ
жизни; а въ оказываньи проповѣдей онъ позволялъ себѣ движенія,
именно осуждаемыя въ Регламентѣ "). Вводя проповѣдь въ связь съ жизнію, ѲеоФанъ вмѣстѣ съ тѣмъ *) Авторъ Молотка на Камень вѣры говоритъ о Сте<і>анѣ: «что до витійства
касается, правда, что имѣлъ удивительный даръ и едва подобные ему въ учи¬
теляхъ россійскихъ обрѣстится могли»; но тутъ же прибавляетъ, что «онъ могъ
въ ученіи слушателей привлечь и плакать или смѣяться, къ чему движеніе его
тѣла и рукъ, помиганіе очей и лица премѣненіе весьма помоществовало. Онъ
когда хотѣлъ, то часто отъ ярости забывалъ свой санъ и мѣсто, гдѣ стоялъ». 2) «Неизданныя проповѣди СтеФана Яворскаго». И.Чистовича. Спб. 1867 г.