Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И КГО ВРЕМЯ. 603 XXX. Ѳѳофанъ-прояовѣдникъ. — Характеръ его проповѣди. Какъ проповѣдникъ Ѳео<і>аиъ имѣетъ огромную заслугу. Онъ
преобразовалъ русскую церковную проповѣдь, выведши ее изъ
схоластической отвлеченности п сблизивши съ жизнію, съ нужда¬
ми народа, съ потребностями времени и обстоятельствъ. Онъ про¬
извелъ эту реформу научно и практически: научно—посредствомъ
наставленій и правилъ; практически — своимъ примѣромъ и влія¬
ніемъ на современныхъ проповѣдниковъ. Схоластическая проповѣдь есть ученая диссертація на избран¬
ную тему. Всѣ ея положенія и доказательства раскрываются по
внутренней связи и логическому соотношенію мыслей, безъ вни¬
манія къ той средѣ, для которой назначается проповѣдь, ко вре¬
мени, мѣсту, лицамъ и обстоятельствамъ, въ которыхъ и среди
которыхъ она произносится. Такая проповѣдь могла быть ска¬
зана и выслушана съ равнымъ интересомъ во время Кирилла Ту¬
ровскаго, Іоанна Грознаго, въ петровское и во всякое время.
Она можетъ быть прекрасною въ смыслѣ художественнаго по¬
строенія, но безплодна для жизни. Она не затронетъ сердца и ни¬
чего не прибавитъ къ нравственному улучшенію народа. Понимая значеніе церковной проповѣди для парода, ѲеоФанъ
старался вывести ее изъ школьной замкнутости и обратить къ жиз¬
ни, къ народу. Къ этому направлены его «Наставленія проповѣд¬
нику»—во введеніи къ богословской системѣ — въ статьѣ Ре¬
гламента «о проповѣдникахъ слова Божія» и—въ отдѣльномъ со¬
чиненіи: «Вещи и дѣла, о которыхъ духовный учитель народу хри¬
стіанскому проповѣдовать долженъ» 1). «Проповѣдали бы проповѣдники твердо, съ доводовъ священ¬
наго писанія, о покаяніи, о исправленіи житія, о почитаніи властей,
паче же самой высочайшей власти царской, о должностяхъ вся¬
каго чипа. Истребляли бъ суевѣріе, вкореняли бъ въ сердца люд¬
скія страхъ Божій. Словомъ рощи: нспытовадибъ отъ св. писа- хх) Сочиненія Ѳеофана. Ч. IV. Москва, 177-1 г. и особо—Москва, 1784 г.