Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
II КГО ВРЕМЯ. 51 скимъ высокимъ діалектомъ, а ие просторѣчіемъ написаны, того
ради лишалися доселѣ отроцы подобающаго себѣ воспитанія». По поводу этой замѣтки, возражатель обвиняетъ его (не на¬
зывая но имени) въ неправильномъ толкованіи догмата о первород¬
номъ грѣхѣ, — будто онъ взводитъ на природу, а съ тѣмъ вмѣ¬
стѣ на Бога, вину зла; между тѣмъ самъ, больше своего против¬
ника, грѣшитъ противъ истины догмата, потому что, отрицая
испорченность человѣческой природы, онъ осуждаетъ ее, за одинъ
только прародительскій грѣхъ, на смерть временную и вѣчную;
тогда какъ смыслъ догмата таковъ, что испорченность преем¬
ственно переходитъ отъ прародителей ко всѣмъ ихъ потомкамъ,
за что они въ естественномъ порядкѣ жизни и осуждаются вѣч¬
ною правдою на смерть и погибель. Далѣе, возражатель обвиняетъ сочинителя въ отступленіи отъ
древняго обычая прав. церкви, установившаго извѣстный и при¬
нятый повсюду порядокъ ученія христіанскихъ дѣтей. «Православ¬
ная Церковъ сама расположила, когда чему учить цзъ писанія. '
Когда отрокъ 4—5 или болыни лѣтъ, Христовымъ Евангеліемъ
уже отрожденный, прилагается къ ученію письменъ, должен¬
ствуетъ отъ учителя своего во первыхъ слышати имя п призы-
"ваніе святаго и животворящаго креста: кресте помози ми, зане
знаменіе креста есть яко Символъ вѣры православной. Второе:
во имя Отца и Сына іі Святаго Духа; третіе: алфавиту или аз¬
букѣ учимы бываютъ; четвертое—изучаютъ молитву, яже гла¬
голется св. отецъ, т. е. за молитвы св. Отецъ п проч.; пятое:
Богородице дѣво радуйся. Такъ бо отъ низшаго степени-къ выс¬
шимъ возводятъ умъ отроковъ. . . . Шестое — Царю небесный;
седьмое:-Трисвятое; осьмое—-СлаваОтцу. . .; девятое—Пре- ,
святая Троице; десятое — Отче нашъ; одинадцатое — Пріи¬
дите поклонимся; двѣнадцатое — Вѣрую. Сія убо суть основанія
или (да мочь будетъ рещн) стихіи катихизиса, яже маги св. Цер¬
ковь сыномъ своимъ во первыхъ къ наученію предложила. Симъ
же на память изученнымъ бывшимъ, абіе присланные отроки
къ ученію вечернихъ и утреннихъ молитвъ, также и всего церк.
чина переходятъ. Потомъ ученья бываютъ, да поне удобно чи-
тати могутъ октоиха. Потомъ къ ученію царскихъ и пророче¬
скихъ приступаютъ псалмовъ. И сей убо чинъ есть и наставле- 4*