Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
II ЕГО ВРЕМЯ. 595 къ прельщенію христіанъ православныхъ, или дабы оными иног¬
да послѣ въ такой конецъ имѣл о употребить. Особливо же доношу:
для того наипаче оныхъ съ собшо нс взялъ, чтобъ обхожденіе мое
не было откуды подозрительно и объ немъ самомъ не мыслилъ
злое; пли по смерти моей, ежелнбъ но пріѣздѣ моемъ въ городъ
сей отъ жизни моей представился, въ руки бы нѣкоторыхъ хри¬
стіанъ могли попасть, которые ими могли бы на зло потребить...
Симъ образомъ надѣялся купно съ вѣрующими въ небѣ съ Бо¬
гомъ п Спасителемъ нашимъ, съ преблагословенною Дѣвою и со
всѣми блаженными духами въ будущемъ царствовать. Хотя подъ
вечеръ въ виноградъ Господень пришелъ, то есть въ Его святую
церковь въ послѣдніе годы и при концѣ живота моего пришелъ:
но понеже отъ святаго Евангелія научаемся, чрезъ притчу о гос¬
подинѣ, который въ виноградъ свой нѣкінхъ дѣлателей хотя и
подъ вечеръ призвалъ, обаче равную съ тѣми воспріяли мзду, ко¬
торые въ виноградъ его отъ утра призваны были; понеже Богъ
и хотѣніе доброе, какъ самое дѣло пріемлетъ» 1). Въ слѣдующемъ 1784 году 13-го Февраля преосвященный
Ѳеофанъ словесно объявилъ въ Сѵнодѣ, что ея и. величество безъ
докладу его преосвященства изволила объявить ему преосвящен¬
ному, чтобъ того пастора, по желанію его, принять въ законъ
православнаго исповѣданія. Вмѣстѣ съ тѣмъ Ѳеофанъ предложилъ
Сѵноду копію съ письма къ нему русскаго посланника въ Лон¬
донѣ, князя Антіоха Кантемира, въ которомъ онъ сообщалъ свѣ¬
денія, собранныя о Малярдѣ. Кантемиръ извѣщалъ, что «Малярдъ
есть одинъ изъ Французовъ, которые изъ отечества за утѣсне¬
ніе своей религіи убѣжали, которыхъ обыкновенно называютъ
Егапзоіз гейі§іёз. По пріѣздѣ его въ Лондонъ онъ назначенъ
былъ къ одной тамошней парохіи министромъ, получая пропитаніе
изъ суммы, назначенной отъ королевы Анны на дачу чужестран¬
нымъ убогимъ протестантамъ. Распорядители оной суммы учинили
ему, какъ многимъ другимъ, обиду въ раздѣленіи надлежащихъ
имъ денегъ. Сей Малярдъ писалъ противъ нихъ и въ печать из¬
далъ книжицу, за которую, такъ какъ непріятели сильнѣе его, по- і) Латинскій текстъ этого письма въ ТЬеорЬапів РгосороѵйзсЬ: Мізсеііа-
пеа Каста, ѵагііз ІетротіЬіш еііііа. Вгезіаѵіа, 1745 ап. Русскій переводъ въ ру¬
кой. Румянц. муз. № 467, л. 69. 38*