Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
594 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ прежде сочиненія протестантской. А вышереченное святое писаніе
о будущемъ Христовомъ небесномъ царствѣ ни по какому образу
не разумѣется, понеже въ такомъ смыслѣ и царствіе праведныхъ
вѣчное имѣетъ быть; но здѣсь наипаче о будущемъ Христовомъ
царствіи въ церкви, которая не восприметъ пресѣченія, донелѣже
свѣтъ стоитъ. Подобнымъ образомъ и во ономъ мѣстѣ святаго
апостола Петра, на немъ же подтверждаетъ, дабы святое писаніе
тайно не переводили: то есть переводъ и сила писанія до уединен¬
наго человѣка не надлежитъ, но токмо до церкви. Откуду ясно
усмотрилъ заблужденія лютерская и кальвинская; понеже Лютеръ
и Кальвинъ уединенные были люди, которые святое писаніе по
мнѣнію и разсужденію своему и въ пользу своей реформаціи пе¬
реводили — потому переводъ ихъ ложный быть вмѣнилъ; вящѣе
же какъ самая церковь имъ въ томъ прекословитъ; но и потому
церкви ихъ суть ложныя, что оныя уединенныхъ человѣковъ пе¬
ревода послѣдовали. Также и папа: поелику наединѣ зѣло против¬
нымъ образомъ греческой церкви святое писаніе переводилъ, ко¬
торая была первенствующая и православная. Римская же цер¬
ковь—подражательми тоя называлися, иже оную въ переводѣ и
приговорахъ, къ вѣрѣ касающихъ, послѣдовали; отъ уединеннаго
убо человѣка переводъ приняли, ему же всяко не надлежало свя¬
тое писаніе переводить, хотя и по сущему и собственному его
смыслу толковать, но развѣ церкви святой о переводѣ того пред¬
лагать, чего папа учинить никогда нс хотѣлъ. Отсюда слѣдуетъ:
какъ протестантская, кальвинская и лютеранская, такъ и римская,
не сущія суть церкви, но внѣ церкви, которая есть токмо грече¬
ская... Особливо могъ бы я, преславнѣйшій архіепископъ, въ сихъ
матеріяхъ довольнѣйшимъ быть, но краткости ради въ письмахъ
оное не служитъ (не удобно); кромѣ того что никакихъ богослов¬
скихъ книгъ и иныхъ историческихъ, къ вѣрѣ принадлежащихъ,
съ собою не привезъ, ниже такождо всѣ тѣ мѣста выбралъ, ко¬
торыя бы могъ изъ святаго писанія, изъ вселенскихъ соборовъ и
святыхъ отцевъ и церковной исторіи, и изъ прочихъ книгъ вы¬
писать, чтобъ лучше предложенная могъ доказать; понеже изъ
оныхъ книгъ ни единыя съ собою не взялъ, хотя въ Лондонѣ би¬
бліотеку мою весьма довольную оставилъ, да не вмѣнилъ бы кто
мнѣ, что еретическія книги въ сіе государство съ собою привезъ