Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
II ЕГО ВРЕМЯ. 593 чія протестанскія церкви, и римскую никакъ не выключая, хотя
старшую предъ тѣми, но младшую греческой церкви (что одно
къ доказательству ихъ неправды довлѣетъ): тогда представилъ
себѣ воспріять православную вѣру, и прочее время жизни моей
въ ней скончать, ч тобы и Богу угодить и спасеніе мое достигнуть
возмогъ. Но прежде нежели совѣта востребовалъ, заранѣе самъ
разсудилъ, которыя то суть погрѣшеиія какъ протестантской,
такъ и римской церкви». Изложивши свои понятія о разностяхъ православной цер¬
кви съ протестантскою н римскою церковью, онъ пишетъ: «хотя я
не великое число заблужденій нынѣ предложилъ, но очень доволь¬
но о тѣхъ разсудилъ, что надобно отъ толикія ереси спасти-
ся. Послѣ того, какъ г. Варѳоломей Кассаио о вашей церкви ме¬
ня увѣдомилъ, что оная весьма того не содержитъ, что я въ про¬
тестантской и римской нспровергалъ, на которое ему отвѣтство¬
валъ: убо греческая единая есть правдивая церковь; — который
меня вторично увѣрилъ, что та есть первенствующая и мать рим¬
ской церкви, которая противъ ея взбунтовала: понеже оная гре¬
ческая церковь ничего не прибавила, или бы ученіе, которое отъ
Христа Спасителя и Апостоловъ приняла, нѣчто уменшила; рим¬
ская же Христову церковь премѣнила и нарушила; а протестан-
ская въ своей реформаціи заблудила, какъ ясно ему доказалъ —
которыя его слова по премногу мнѣ угодныя стали. Уже бо давно
сердце мое чуяло и нудило меня къ сему, что церковь греческая
правдивая есть Христова церковь. Бога убо молилъ повседневно,
толикое видѣвши несогласіе и раздѣленіе между церквами хри¬
стіанскими, да явитъ мнѣ волю свою, которую бы могъ на земли
исполнить. Да кратко скажу: Данилово пророчество пишетъ, что
«царствіе Христово во вѣкъ пребываетъ». Святый же Лука по¬
вѣствуетъ: «царствію Христову конца не будетъ». Между про¬
чимъ на разумъ меня наставили, чтобъ я изъ тѣхъ двухъ церквей,
а именно протестантской и римской, никоторую не призналъ за
правдивую Христову церковь, понеже оная иятагонадесять вѣку
началася, сія же въ шестомъ, сильной ради власти, отъ Фоки им¬
ператора папѣ порученной, настала. Наконецъ ежелибъ та и дру¬
гая правдивыя были церкви, то не было ни единой истинной Хри¬
стовой церкви на земли прежде сложенія римской церкви, ниже 38