Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
592 ѲКОФАНЪ ІІРОКОПрВНЧЪ пасторъ Михаилъ Францискъ Малярдъ и изъявилъ желаніе при¬
соединиться къ православной церкви. Желая испытать его убѣж¬
денія на счетъ религіозныхъ предметовъ, Ѳеофанъ написалъ
къ нему въ сентябрѣ 1733 года письмо, въ которомъ просилъ
его изложить свои понятія о спорныхъ пунктахъ у православ¬
ной церкви съ римлянами и протестантами, какъ то о проис¬
хожденіи Св. Духа, о первенствѣ римскаго епископа, о предо¬
предѣленіи, о призываніи святыхъ, о почитаніи иконъ, о чинѣ епи¬
скопскомъ и о нуждѣ его наслѣдія,' о чистилищѣ, о тайнѣ Ев¬
харистіи. «Сія суть—писалъ Ѳеофанъ—о нихъ же васъ спраши¬
ваемъ; не такъ, что болше сихъ не имѣется—надѣемся, но понеже
что оныя отъ прочихъ нужнѣйшія, особливо къ отомщеиію больше
пристойныя быть видятся намъ. Которыя-же на каждое изъ сихъ
преданій нашей греческой церкви имѣются доказательства, проти¬
вниковъ же тоя выключенія п ихъ отриновбнія,—чимъ такожде съ
какой либо противной стороны наибольше насъ здѣсь уличаютъ, и
отъ насъ яко уличенія опровергнутися законно долженствуютъ,—
ежели вы,‘мужъ ученѣйшій, ясно и рѣшительно тое намъ, въ чемъ
уповаемъ, показать не отягчитеся (вкратцѣ токмо, въ которыхъ
больше силы имѣется, собравъ)—дѣло воистинну, какъ превысоко¬
му вашему, которое открываете, намѣренію, такъ и нашемуприс-
тойное учините ожиданію: откуды не только ваше къ намъ прише¬
ствіе особливо правдивое и благочестивое и ни единому подозрѣнію
не причастное докажете, но неотмѣнно и насъ самихъ, къ кото¬
рымъ приходите, какъ самимъ приходомъ утверждаете, равно
крѣпкими православнаго ученія оборонами подкрѣпить имѣете». Малярдъ отвѣчалъ на это письмо пространнымъ разсуждені¬
емъ, въ которомъ старался выказать какъ свое образованіе бого¬
словское, такъ и сёою ревность къ православной церкви. «То, что
^ отъ меня ваше преосвященство въ письмѣ вашемъ, недавно ко
мнѣ приманномъ, требуете, нахожу столь правдивымъ и истин¬
нымъ, что съ охотою моею на всѣ члены въ вѣрѣ содержащіеся,
. помощію Божіею, отвѣщать буду. Однакожъ прежде начинанія
моего, не за непристойное уповаю вашему преосвященству обо
всемъ ясно предъявить, что, когда я просвѣщенъ бывши божест¬
венною благодатію разсудилъ; что церковь англійская епископ¬
ская, которой былъ я пасторомъ, есть повая церковь, какъ и про¬