Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 585 стырь, къ монастырю юрьевскому до насъ еще приписанныя, от¬
рѣшивъ учинили свободнымъ; а то творя не надѣялиея мы мона¬
стырю юрьеву тщеты и обнищанія, какъ то и не было. Отъ чего
же нынѣ имѣлъ бы оный монастырь алченъ быть и жажденъ,
если скоро не получить вотчинъ, имяпнымъ указомъ государе¬
вымъ къ богоугодному дѣлу обращенныхъ? Не недивно и то, что
преосвященство ваше прежде требовалъ приписанный монастырь
отъ монастыря юрьева отрѣшить, что мы и сдѣлали, и отъ того
какой ни есть монастырю юрьеву учинился ущербъ: а нынѣ из¬
волите тщаться, какимъ ни есть способомъ юрьевъ монастырь
снабдѣвать. Я же недостойный пастырю что: врагъ ли я мона¬
стырю юрьеву? Но совѣсть мнѣ моя свидѣтельствуетъ, что какъ
ко всѣмъ прочимъ, такъ и ко оной святой обители содержу отче¬
ское призрѣніе, желая благословенія Божія во веядѣхъ, имъ тре¬
буемыхъ, во первыхъ же въ нуждахъ спасительныхъ. Не вижу
убо никакой оному монастырю толикой тяжести, которой бы и
на малое время не могъ поднять безъ помощи олонецкихъ вот¬
чинъ. Развѣ могъ бы показать кто на лицо преосвященства ва¬
шего, которому не токмо потребно, по и должно есть честное со¬
держаніе? Но и сіе слышалъ бы я не безъ удивленія, понеже
преосвященство ваше въ томъ же монастырѣ пребывалъ не одинъ
годъ и, не владѣя именуемыми здѣ вотчинами, не терпѣлъ край¬
ней скудости и нигдѣ о томъ не предлагалъ. Не могу же не уди¬
вляться, какъ то люди коварные и злобные могутъ святыни ва¬
шей сердце подвигнуть къ отверженію любви нашего смиренія
— любви же, глаголю, каковая отъ десяти лѣтъ не могла быть
преосвященству вашему неизвѣстна, а нынѣ уже знатно и яв¬
ственно засвидѣтельствовала о себѣ. Если въ сердцѣ святы¬
ни вашея не таилося нѣкое къ моему недостопнству противоду-
шіе, яко вамъ аки бы иностранному (каковымъ многіе легкомы¬
сленные и малосовѣстные человѣцы болѣзнуютъ, не вѣдая силы
онаго слова апостольскаго: о Хриопе Іисусѣ нѣсть Іудей, ни
Еллинъ): то таковому, да такъ внезапному, нреложенію доволь¬
но чудиться не могу, наипаче же если то правда, что въ допро¬
сахъ своихъ показалъ Неофитъ черігшшка, будто преосвящен¬
ство ваше писалъ къ нему, дабы и несмотря на соизволеніе наше
подавать о вотчинахъ доношеніе. Сіе знатнаго небратолюбія знакъ