Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 579 разводъ совершенный, то есть невинной сторонѣ мужевѣ позволить
за себя понять другую. Явплася жъ вина жены, какъ и грамота
ваша свидѣтельствуетъ, а мужевѣ не дано позволеніе къ другому
браку, какъ самъ сказуетъ, да и въ вашей грамотѣ не положе¬
но. Для негожъ бы такъ, не трудно мнѣ дознаться. Школярики,
латиною губы ирпмаравшіи, о такомъ будто церковномъ законѣ
вамъ набаяли. Да то опп пошептомъ слышали отъ ересей иапеж-
скихъ, а наша греческая церковь всегда за таковую вину, разру¬
шивши первый бракъ, благословляла другой сторонѣ невинной, и
латинъ, какъ и въ гірочіихъ, такъ и въ семъ артикулѣ, намъ про¬
тивныхъ отвергла, о чемъ и изъ Флоренскаго соборища знать
мощно. Да и отъ васъ здѣ показанніи Василія Великаго и проч.
правила о совершенномъ разводѣ говорятъ; и нельзя иначе, по¬
неже слово Господне въ Евангеліи ясно о томъ опредѣляетъ: а
толки -папежскихъ суемудрцевъ за упрямство безумны, и ихъ же
хотя и сожженной совѣсти противны суть. Да бѣда, что панове
школярики, что ни услышатъ отъ папежскихъ поговорокъ, высо¬
ко ставятъ и мнятъ быта непогрѣшительное:—сумазброды и не¬
уки, невѣдующіи не токмо священнаго писанія (которое и что
есть не знаютъ), но и самаго того ремеслишка, которымъ хва¬
лятся—какъ то и въ самой сей вашей грамотѣ челобитную нарек¬
ли аппелляціею, не вѣдая силы вокабулярной; ибо аппелляція есть
отъ нижайшаго не право'рѣшившаго суда позовъ до высшаго, о
чемъ какъ древніе, такъ и нынѣшніе, законоучители согласно при¬
даютъ, и въ таковой силѣ сонмы судебные нарѣчія сего употреб¬
ляютъ. Будто же латинщики ваши и латинской церкви догматы
вѣдаютъ, какъ и слѣпорожденный различія красокъ: ничего не
бывало. Горестно же мнѣ, что ваше преосвященство слушаешь
таковыхъ мудрецовъ, помышляя—что сѣро, то и волкъ; а лучше
бы послушать слова основательнаго» 1). 2) Къ преосвященному Льву воронежскому, отъ 1,4-го марта
1728 г., съ ходатайствомъ за бахмутскаго протопопа: «Имѣется
епархіи вашей'протопопа бахмутскаго дѣло съ нѣкими его супер-
ники, которое было и въ Сѵнодѣ и отослано въ вашу епархію на
разсужденіе настоящаго пастыря. Сказуютъ же, что протопопъ 1) Труды кіевск. акад. 1865 г. Т. 1, стр. 309. 37*