Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 575 которые не Маркелловымъ образомъ о дѣлѣ богословскомъ обѵ-
чаются».—«Святыхъ отецъ книгу Діонисія арсопагита называлъ
неправильною и говорилъ, что и многія-де книги изданы подъ име¬
немъ Василія Великаго и Златоустаго и прочихъ ложныя». «Тру¬
дно отвѣчаетъ ѲеоФаиъ—или паче невозможно слѣпому разсуж¬
дать о краскахъ и цвѣтахъ. О Діонисіевой книгѣ издревле у цер¬
ковныхъ учителей бывало преніе. Преніе же есть не о ученіи, въ
оной книгѣ написанномъ, но о творцѣ книги — ареоиагитскій ли
или иной Діонисій сочинилъ книгу оную. И одни се', а другіе то
говорятъ безъ раздора вѣры іі любви, понеже не подлежитъ до
вѣры артикуловъ».—«Чудесамъ святыхъ, напечатаннымъ въ кни¬
гахъ, не вѣритъ и говоритъ: мнѣ-де книга критика вѣрить не ве¬
литъ». «Говорю и не я одинъ—отвѣчаетъ ѲеоФанъ—что лицемѣры
иногда притворяютъ св. иконамъ чудеса, о чемъ многія обличенія
суть и недавно на судѣ сѵнодальномъ явилось. И архіереи, постав¬
ляемые обѣщаніемъ клятвеннымъ, одолжаютъ себя смотрѣть, да¬
бы иконамъ святымъ ложныхъ чудесъ не притворяли».—Обширная
ученость давала ему опоры, которыхъ не имѣли его противники.
Не подлежитъ никакому "сомнѣнію, что ѲеоФанъ по богословской
учености и исторической критикѣ стоялъ едва-лп не выше всѣхъ
современныхъ ему русскихъ богослововъ. Могутъ возразить, что ѲеоФанъ высказывалъ свои настоя¬
щія убѣжденія при разныхъ случаяхъ въ разговорахъ съ разны¬
ми лицами, которые и подали поводъ противникамъ обвинять его
въ лютеранствѣ: но былъ столько уменъ, что -умѣлъ замаскиро¬
вать эти убѣжденія, когда, по доносу Маркелла, позвали его къ
отвѣту. Конечно, могло быть и такъ, но могло быть и не такъ.
Когда кого обвиняютъ въ недостаткѣ или неправильности убѣж¬
деній на какой-нибудь счетъ, и когда обвинитель выдаетъ за вѣр¬
ное, что обвиняемое имъ лицо именно такъ думаетъ, какъ онъ до-
■ носитъ, а послѣднее говоритъ,- что оно думаетъ совсѣмъ не такъ
и, кромѣ открытаго выраженія своихъ убѣжденій, указываетъ въ
подтвержденіе своихъ словъ на всѣмъ видимые и всѣмъ извѣст¬
ные Факты: то кому изъ нихъ вѣрить? Безпристрастіе должно
расположить скорѣе въ пользу обвиняемаго, нежели въ пользу до¬
носчика и обвинителя.—Стоитъ прочитать заключеніе оправдатель¬
ной записки ѲеоФана, чтобы убѣдиться въ искренности его оправ¬