Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
574 ОКОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ній но домамъ съ иконами — все эго должно было тяжело дѣй¬
ствовать на народное чувство и на духовенство. Архіереямъ не
могло не показаться обиднымъ, что ихъ заставляли поурочно чи¬
тать книгу правилъ. Нововведенія эти сами но себѣ тяжелы были для народа и ду¬
ховенства и раздражали ихъ противъ ѲеоФана, котораго вмѣстѣ
съ Ѳеодосіемъ, считали главнымъ виновникомъ этихъ нововведеній.
Но ѲеоФанъ увеличивалъ это раздраженіе тѣмъ, что относился
къ прежнимъ Формамъ церковной жизни съ несдерживаемою иро-
ніею, съ какимъ-то враждебнымъ чувствомъ, и выражалъ свое
неудовольствіе ими при каждомъ случаѣ. Значительная доля недовольныхъ принадлежала монашествую¬
щимъ, которые, сверхъ общихъ распоряженій, раздраженія были
указомъ 30 января 1724 года. Этимъ указомъ монастыри отда¬
вались подъ богадѣльни и училища, обращались въ воспитатель¬
ные домы для зазорныхъ младенцевъ и въ инвалидные домы для
призрѣнія старыхъ и увѣчныхъ солдатъ. Недовольные этими нововведеніями взвели на ѲеоФана обви¬
неніе въ лютеранствѣ и старались повсюду выставить его люте¬
раниномъ, а образъ его дѣйствій—совращеніемъ русской церкви
въ лютеранство. Но самое строгое разсмотрѣніе его сочиненій
не откроетъ въ нихъ ничего, противнаго православной церкви. Разсматривая обвинительные пункты Маркелла Родышевска-
го, съ обвиненіемъ ѲеоФана въ неправославіи, и отвѣты на нихъ
ѲеоФана, легко видѣть, что въ образѣ мыслей ѲеоФана нѣтъ ни¬
чего противнаго церкви, несогласнаго съ ея ученіемъ. Но онъ
отдѣлялъ предметы и вопросы науки и исторической критики отъ
строго опредѣленнаго ученія церкви, и не хотѣлъ освящать име¬
немъ православія различныхъ обычаевъ частію индифферент¬
ныхъ, частію противныхъ церкви, какихъ было много въ до-пет-
ровской Руси. Вотъ нѣсколько примѣровъ въ подтвержденіе на¬
шихъ словъ. Маркеллъ доносилъ на ѲеоФана, что онъ не признаетъ
подлинности апостольскихъ правилъ: «тѣ правила, которыя назы¬
ваются апостольскія — не ихъ». ѲеоФанъ отвѣчаетъ: «правила
апостольскія пріемлю за апостольскія по ученію, но не но согла¬
шенію, т. е. въ правилахъ оныхъ ученіе апостольское, но словесъ
составъ или сочиненіе не отъ апостолъ сдѣлано: что вси вѣдаютъ,