Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
558 ОЕОФЛИЪ ПРОКОПОВИЧЪ стыряхъ сдѣланы были зашнурованныя книги и табели и мона-
хи-бъ всѣ были написаны; а помнится мпѣ указы тѣ были въ 33
году, и боясь тѣхъ указовъ, что впредь нельзя будетъ пришлыхъ
монаховъ принимать, а жить мнѣ не съ кѣмъ, по желанію Сте¬
пана написалъ его въ табель монашескимъ именемъ, и другаго
съ нимъ, купедкаго-жъ человѣка, Григорія Дмитріева женатаго,
по желанію его; третій записанъ въ табель безъ постриженія Ѳе¬
доръ Семеновъ холостой, да Яковъ Семеновъ, да Григорій—ма¬
лой лѣтъ шестнадцати. Такъ они и подписались въ табели мона¬
шескими именами». Отправляя новопостриженныхъ къ посвяще¬
нію въ іеромонахи и іеродіаконы, Самгинъ приказывалъ имъ дѣ¬
лать ложныя показанія. Вотъ правдивый разсказъ Боголѣпа: «изъ
новопостриженныхъ посвящены только двое—я, да другой Нико¬
димъ. Я въ Саровской пустынѣ постриженъ, а Никодимъ въ бер-
люковской пустынѣ. Никодпма посвящалъ архіерей ростовской
Іоакимъ въ іеромонахи, а меня въ іеродіаконы. Меня научилъ
Іосія сказку сказать: скажи ты села Кужендѣй, церкви Воскре¬
сенія Христова поповъ сынъ. Когда я спросилъ, какъ попа-то
назвать? Такъ онъ сказалъ мнѣ: хоть отца-то скажешь своего,
а лѣтъ двадцать четыре. Я такъ и сказалъ. А Нпкодимъ-то какъ
сказку-то сказалъ, я не знаю, а архіерея просилъ Іосія-то, чтобы
насъ посвятилъ». Еще одно случайное показаніе Пахомія въ Тайной канцеляріи
набросило мрачную тѣнь на берлюковцевъ и гнѣздо ихъ. «Въ прош¬
ломъ 1733 году, января противъ 19 числа, въ берлюковской пу¬
стыни, кромѣ бывшаго строителя, что нынѣ разстрига Самгинъ,
другихъ іеромонаховъ никого не приключилось». ѲеоФану это по¬
казаніе явилось страннымъ. Онъ написалъ на немъ: «о томъ, что
кромѣ строителя другихъ' іеромонаховъ въ пустыни не прилучи -
лось (хотя то къ настоящему дѣлу, кажетца, и не надлежитъ)
допросить Пахомія и другихъ, гдѣ бываютъ іеромонахи и монахи,
когда ихъ въ монастырѣ и въ ночи нѣтъ, да еще и всѣ вдругъ
отлучаются; а и безъ показанія ихъ показуется, что та пустыня
видъ только монастыря имѣла, а была пристанище бродягамъ и
прелестнымъ лицемѣрамъ». Вслѣдствіе этихъ показаній и донесенія берлюковской ком¬
миссіи, въ Сѵнодѣ (17 января 1735 г.) состоялось опредѣленіе: