Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 557 мужъ указу, іеромонахъ стромнинскаго монастыря Діодоръ. Пос¬
лѣ этого Діодора и слѣдовавшаго за нимъ Серапіона, опредѣ¬
ленъ строителемъ іеромонахъ Никифоръ, родомъ изъ крестьянъ,
постриженннкъ богословской пустыни. Въ опредѣленіи его прини¬
мала участіе царица Евдокія Ѳеодоровна. За самовольное постри¬
женіе монаховъ онъ содержался подъ карауломъ въ московскомъ
духовномъ приказѣ; потомъ изъ-подъ караула бѣжалъ и укрывался
сперва въ саввиномъ сторожевскомъ монастырѣ; потомъ пробрался
въ С.-Петербургъ, содержался нѣсколько времени подъ карау¬
ломъ въ невскомъ монастырѣ, битъ плетьми и сосланъ подъ арестъ
въ богословскую пустынь. — Преемникъ его Іосія дѣйствовалъ
въ томъ же духѣ, постригалъ безъ указу и женатыхъ. Вотъ ка¬
кія показанія читаемъ у многихъ берлюковцевъ. «Монахъ Мака¬
рій сказалъ—родомъ онъ изъ Смоленска, польской націи, сапож¬
никовъ сынъ, женатъ на дочери кадашевца Ѳомы Иванова, дѣвкѣ
АгаФьѣ, которая и понынѣ жива.... о чемъ онъ и говорилъ стро¬
ителю, но онъ въ томъ ему не спорилъ». «Монахъ Іустъ родомъ
изъ вотчины стольника Дохторова, и по возрастѣ женился, и
женясь жилъ въ Москвѣ, а въ 1732 году данъ имъ съ женою
отъ помѣщика увольнительный пашпортъ на постриженіе: мужъ
отправился въ берлюковскую пустынь, а жена въ Хотьково. Іо¬
сія, безъ постриженія, велѣлъ надѣть на него полное монашеское
платье и назвалъ Іустомъ. Прочіе постриженники Іосіи всѣ постри¬
жены безъ указовъ, большею частью въ кельѣ, а не въ церкви
и безъ увольнительныхъ видовъ отъ своихъ общинъ.—Самгинъ по¬
казалъ, что онъ отважился на это отъ простоты своей. «Изъ мо¬
настыря въ міръ ѣздилъ мало, и такимъ безумнымъ своимъ въ
монастырѣ сидѣньемъ до такой бѣды себя довелъ, что указовъ
истинно не читывалъ, только опасался о постриженіи монаше¬
скомъ, что о томъ указы вѣдалъ, но и въ томъ окраденъ былъ:—
простоты ради мнилъ, что указамъ о постриженіи есть какая пе¬
ремѣна, потому что слышалъ, что въ троицкомъ монастырѣ по¬
стригаютъ. Также согрѣшилъ окаянный простотою своею—дер¬
жалъ въ пустыни бѣльцовъ нѣсколько человѣкъ—а держалъ не
за бѣглыхъ. Первый Степанъ, отецъ Боголѣпа, который, при-
шедши въ монастырь сказывалъ, что онъ желалъ постричься и
жену имѣетъ. А въ то время указы и застали, чтобы въ мона¬