Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
550 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ другіе монастыри, и по просьбѣ дозволилъ ему заѣхать и въ Са¬
ровскую пустынь, но при томъ говорилъ: «какъ ты станешь близко
подъѣзжать къ Саровской пустыни, и ты всѣ чувства свои огради
крестнымъ знаменіемъ и весьма сіе наблюдай, чтобъ-де тебя не
обошли вкругъ, а больше берегись монаха Георгія: онъ такой,
что ежели не сможетъ самъ чего учинить, то другому дастъ ще¬
почку и тою щепою обойдутъ вокругъ человѣка и умъ станетъ
не свой».—Когда Іосія, пріѣхавъ изъ Саровской пустыни, сто¬
ялъ у меня въ домѣ, то купецкій человѣкъ Степанъ Дмитріевъ
привелъ къ нему мужика—называли Иванъ юродивый: Іосія дер¬
жалъ его въ горницѣ дня съ три. И оный юродивый все юрод¬
ствовалъ и приходилъ ко мнѣ въ горнипу, гдѣ я жилъ и домочад¬
цевъ моихъ юродствуя билъ. И когда сдѣлался строителемъ, она¬
го юродиваго привезли они къ себѣ въ монастырь, и онъ проро¬
чествовалъ, кто его спрашивалъ изъ монаховъ. И самъ строи¬
тель ему, Ивану, крестяся молился и другимъ молиться велѣлъ»1). Тѣмъ временемъ, какъ въ Тайной канцеляріи производилось
слѣдствіе объ Іосіи, четыре берлюковскіе монаха подали въ мос¬
ковскую сѵнодальную канцелярію донесеніе, что они пострижены
въ монашество Іосіей, а по указамъ или безъ указовъ того не
знаютъ.—Сѵнодальная канцелярія приказала лишить ихъ мона¬
шества, а въ пустынь назначила слѣдствіе, поручивши его осо¬
бой коммиссіи, составленной изъ Владимірскаго рождественскаго
архимандрита Павла, Срѣтенскаго игумена Евсевія Леонова и
совѣтника коллегіи экономіи И. Топильскаго. Слѣдствіе это любопытно для исторіи монастырской жизни
въ прошломъ столѣіи. Во первыхъ о пустыни.—Она имѣетъ какое-то апокрифиче¬
ское происхожденіе. По дѣламъ оказалось, что па основаніе ея,
въ между-патріаршество, данъ указъ за рукою архим. Антонія,
когда онъ былъ казначеемъ въ сѵнодальномъ домѣ, купецкому
человѣку Вуколу Мартынову, а строителемъ опредѣленъ, по то- *)*) Объявленіе Пахомія св. Сѵноду 16 сентября 1734 года.