Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 555 правительство монастыря и братства имѣлъ все я. И ежелибъ
Богъ далъ мнѣ въ какомъ монастырѣ мѣсто, тобъ-де я во всемъ не¬
премѣнно противъ Саровской пустыни чинъ содержалъ». — Съ этихъ
словъ Пахомій и началъ стараться объ опредѣленіи Іосіи въ бер-
люковскую пустынь, ѣздилъ къ братіи и взялъ отъ нихъ въ пользу
его заручную. Послѣ того Пахомій и самъ постригся въ этой пус¬
тыни. Но, взглянувши на Іосію поближе, онъ разочаровался въ
его аскетическихъ добродѣтеляхъ.—Іосія не служилъ ни царскихъ
молебновъ, ни панихидъ: «наше-де пустынное дѣло». Съ разными
хитростями принималъ и постригалъ монаховъ: «онъ принималъ
къ себѣ монаховъ, яко постриженныхъ въ иныхъ монастыряхъ; а
какъ я увѣдомился, что они пострижены отъ него строителя, гово¬
рилъ ему: для чего онъ самъ постригаетъ, а сказываетъ, что постри¬
жены въ другихъ монастыряхъ? И онъ мнѣ говорилъ: ты внимай
себѣ и своему спасенію, а отца не подзирай и наготы его не об¬
нажай». Когда велѣно было подать о монахахъ сказки, то сказки
тѣ сочинялъ Сильвестръ, а ему Пахомію давали переписывать—и
въ тѣхъ сказкахъ писано все неправда. А которые, изъ бѣльцовъ
просились у него постригаться, онъ въ тѣ сказки писалъ ихъ мо¬
нахами, къ которымъ сказкамъ они и руки монашескимъ именемъ
прикладывали. Много такихъ, которые еще и женъ имѣютъ. —
Когда оиъ говаривалъ объ этомъ Іосіи, тотъ отвѣчалъ: «ничего,
у насъ вкладчики хороши». А вкладчиками были архим. Варла¬
амъ, кн. Одоевскій и другіе знатные люди.—Да въ великій постъ,
послѣ церковнаго правила, пришелъ я къ нему въ келью, и онъ
на іеромонаха Никодима весьма кричалъ и упоминалъ, что онъ
общества монастырскаго не хранитъ, имѣетъ положенныя на
сбережете деньги въ мірѣ: «или-де отдай ихъ кому, или въ мо¬
настырь привези. Ты жъ возмущаешь братство и хвалишь Са¬
ровскую пустынь». Когда онъ, Пахомій, вышелъ, то слышно бы¬
ло, что строитель Никодима билъ и отъ тѣхъ побой онъ лежалъ
съ недѣлю и больше, и рукою не владѣлъ недѣли съ три. Когда
Пахомій сказалъ, что онъ будетъ доносить обо всемъ начальству
и что съ нимъ согласны монахи Иринархъ и Никодимъ, то онъ
всѣхъ ихъ выгналъ изъ монастыря, а ему Пахомію, вспомнивши
Хама и Іуду, сказалъ: «бѣсъ тобою овладѣлъ, что ты все подзи-
раешь за отцомъ».—Однажды Іосія послалъ его въ троицкій и въ