Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
554 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ успѣлъ, а нынѣ разсматривать невозможно, потому что отъ е. и.
в. повелѣно ему для нѣкотораго дѣла имѣть присутствіе съ вы¬
сокосіятельными господами министрами. А изъ разсмотрѣннаго
показуется подозрѣніе по допросу монаха Сергія о чтеніи нѣкі-
ихъ тетрадей, что увидя Іосія говорилъ: сіе-де дѣло не твое.—
И чтобъ изволили то все нынѣ разсмотрѣть и ему преосвящен¬
ному о послѣдующемъ сообщить». Въ Сѵнодѣ возникло подозрѣніе о книгахъ, тетрадяхъ и пись¬
махъ, которыя удержаны московской сѵнодальной канцеляріей,
какъ не заключающія въ себѣ ничего сомнительнаго.—«Напри¬
мѣръ одна книга о естествѣ; а каково то естество, не показано;
ибо естествъ довольно. Также о книгѣ: «еже не подобаетъ ясти
въ церкви» не значится, съ чего та книга списана; и если изъ
книгъ, то разсужденію подлежитъ къ неважности; а ежели отъ
себя, или же изъ книгъ, да съ своими непотребными прилоги, то
подлежитъ слѣдствію». — Сѵнодъ приказалъ всѣ книги и тетради
прислать въ С.-Петербургъ. Въ сентябрѣ взятъ былъ въ С.-Петербургъ для допроса изъ
николаевской солбинской пустыни монахъ Пахомій.—Прикосно¬
венность его къ дѣлу заключалась въ томъ, что онъ былъ духов¬
нымъ отцомъ княгини Долгоруковой, подписался за нее подъ про¬
шеніемъ объ опредѣленіи Іосіи строителемъ въ берлюковскую
пустынь и самъ постригся у Іосіи въ берлюковской пустыни. Пахомій показалъ, что былъ онъ священникомъ въ Москвѣ,
при воскресенской барашевской церкви, и оставивъ свой при¬
ходъ постригся въ монашество; а о томъ постриженіи указа не
имѣлъ, только предъ отходомъ въ монастырь приходилъ къ пре¬
освященному Іоакиму, архіепископу ростовскому, и объявилъ ему
о своемъ намѣреніи; на что его преосвященство сказалъ ему:
«Боже помози». При отходѣ отъ церкви ни ризницы, пи утвари
церковной никому не поручалъ, а ушолъ тайно, и указа не тре¬
бовалъ, опасаясь, что по силѣ запретительныхъ указовъ его не по¬
стригутъ. Онъ думалъ было постричься въ Саровской пустыии, къ
чему располагала его строгая жизнь тамошней братіи; но Іосія от-
совѣтывалъ ему въ этомъ—что етроитель-де іеромонахъ Іоаннъ
человѣкъ правпой и все обращается за приказными хлопотами, и
бываетъ года по два и больше въ отлучкахъ изъ монастыря, а