Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
550 ѲЕОФЛІІЪ ПРОКОПОВИЧЪ ца, если бы правда была, забвенію не подлежатъ. Что придумали,
какъ бы Государя преклонить, не пишетъ разстрига. А нельзя было
ему, разстригѣ, толь коварному плуту, не спросить о томъ Звары-
кина и Зварыкину нельзя было что ни есть о томъ не соврать
передъ нимъ. Какъ имѣли Государя извести, конечно о томъ разго¬
воръ былъ между Іосіею и Зварыкинымъ, если Зварыкинъ о томъ
зломъ умыслѣ Іосіи говорилъ. И потому тутъ вопросы разстригѣ
надлежать. Да какъ его разстригу, такъ и Зварыкина и всѣхъ
прочихъ допросить: не знаютъ ли о нынѣшнихъ и недавнопрошед¬
шихъ таковыхъ затѣйкахъ? Если же укрѣпится разстрига Сам¬
гинъ, что отъ Зварыкина якобы о томъ слышалъ, то долженъ от¬
вѣтствовать, для чего о такомъ ужасномъ воровствѣ доселѣ мол¬
чалъ? За тѣмъ мое мнѣніе: 1) обязать разстригу сказкою, что онъ
не лжетъ; 2) велѣть ему опять тогожъ дѣла объявленіе написать,
не показуя сего прежденаписаннаго; В) допросить Зварыкина». Когда Зварыкину показали объявленіе Іосіи, онъ заперся по¬
чти во всемъ, исключая волхва и Вейца. Все, что онъ ни говорилъ
Іосіи о своемъ бѣснованіи, о волхвѣ, о Вейцѣ, о кореньяхъ, о бѣ¬
сахъ— все это онъ выдумалъ на себя и обманывалъ Іосію. Но ни¬
какой компаніи не знаетъ, ни съ кѣмъ въ обществѣ не бывалъ, ни
Бѣлова, ни Чистова не знаетъ, ни о какихъ дѣйствіяхъ компаніи не
говаривалъ. Только имѣлись у него, Зварыкина, вирши о Ѳедосѣ,
изданные послѣ ссылки его, а отъ кого не знаетъ, и что въ тѣхъ
виршахъ написано было, того не упомнитъ». Да имѣлся у него
съ разстригою Яковомъ разговоръ о Ѳомкѣ 1), какъ онъ разру¬
билъ образъ чудотворца Алексѣя, и за то Государь Императоръ
гнѣвался на рязанскаго архіерея СтеФана и не велѣлъ ему ка-
заній сказывать. А о приводѣ его отъ бѣсовъ къ иноземцу Вей-
цу, о отверженіи своемъ отъ Христа и въ дачѣ о томъ писемъ и
потомъ о обращеніи своемъ, и о приходѣ къ нему бѣсовъ и о му¬
ченіи отъ нихъ и о явленіи ему святыхъ и о прочемъ обо всемъ
объявлялъ онъ, Зварыкинъ, вымысля отъ себя притворно, въ чемъ
кается по чистой совѣсти». Зварыкинъ происходилъ изъ хорошаго рода и имѣлъ порядоч- *)*) Цирюльникъ Ѳома, приставшій къ кальвинскому обществу въ Москвѣ
и за поруганіе образа чудотворца Алексѣя казненный въ 1714 году.