Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 547 по подобающему какъ надлежитъ, а псковскій пи туда—пи сюда
написалъ».—Говорилъ объ отягощеніи народа: «какъ-де не бого¬
творятъ чрево, когда тиранскп собирая съ бѣднаго подданства слез¬
ныя и кровавыя подати употребляютъ на объяденія и пьянства и
какъ, по видѣнію НиФонта, сатанѣ жертвы не приносятъ, когда
слезные и кровавые сборы употребляютъ на потѣхи? А на все
зто Государыню приводятъ иноземцы, понеже у нихъ крестьянъ
нѣтъ и жалѣть имъ не кого, хоть всѣ пропади». Я сказалъ было, что
у иноземцевъ есть крестьяне, но Іосія говорилъ: «да хотя и есть у
нихъ, да не у многихъ, а хотя-бъ и у всѣхъ были, такъ они бре-
гутъ ли о нашихъ русскихъ крестьянахъ? Чай хуже собакъ почи¬
таютъ. Пропащее наше государство». На это Сильвестръ сказалъ:
«Богъ милостивъ, иногда по паденіи будетъ и возстаніе, да еще
такое, что паче прежняго».—Вслѣдъ за тѣмъ, 9 іюня, Зварыкинъ
сдѣлалъ еще одно показаніе. «Пришло мнѣ въ память еще. Не-
упомню кому, только при мнѣ говорилъ Іосія такія слова: слышалъ
онъ, что съ противной стороны сочинена книга на Камень Вѣры и
хотятъ ее подать въ Сѵнодъ; и ежели-де это сдѣлается и въ Сѵ¬
нодѣ примутъ, то уже не кто другой, но самъ Сгиодъ въ вож¬
деніи въ Россію ереси виновенъ будетъ». По поводу показаній Зварыкина даны были вопросы всѣмъ
замѣшаннымъ въ дѣло саровцамъ и берлюковцамъ. Показанія
ихъ въ главномъ сходны съ показаніями Зварыкина, исключая
незначительныя частности и подробности, касавшіяся монаше¬
скаго быта и личныхъ отношеній братства Но заслуживаетъ упо¬
минанія одно показаніе Никодима. Іосія часто ѣзжалъ въ Москву
исповѣдывать дѣтей духовныхъ, потому что у него много въ ду¬
ховности знатныхъ персонъ. Однажды, когда онъ пріѣхалъ изъ
Москвы, братія спросили, что новаго въ Москвѣ? «Да чего ждать—
отвѣчалъ Іосія—война настаетъ, поляки подымаются и Госуда¬
рыня въ свою землю ѣхать изволитъ и напередъ ужъ всѣ богат¬
ства посланы».— Онъ же, Іосія, говорилъ: «вотъ уставлены по
государяхъ панихиды и въ богатые монастыри деньги за это при¬
сылаютъ, а въ наши монастыри ничего не даютъ, не на что пше¬
ницы па просфоры купить, да и въ отправленіи тѣхъ панихидъ
напрасная намъ тягость». Самгипъ, замѣчая по ходу дѣла, что его считаютъ главнымъ 36*