Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
546 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Іосіи, при означенномъ Кучинѣ, спрашивалъ онъ, Зварыкинъ, у Іо¬
сіи: «ежели кто помыслитъ или почувствуетъ въ себѣ такое мии-
тельство, что правильно достойная наслѣдница оставлена, а не¬
правильная избрана, и кто-де не пойдетъ для онаго неправильнаго
избранія къ присягѣ и за то постраждетъ, что такому за то бу¬
детъ»? И онъ, Іосія, на то говорилъ: «вотъ неправильное избраніе,
кто ни иойдетъ за него къ присягѣ — всѣ гибнутъ; въ прежнія
времена печерскіе святые за неправильныхъ государей и Бога
не маливали, не боясь, что за то постраждутъ».—Онъ же, Іосія,
предъ постриженіемъ Боголѣпа въ монахи говорилъ Зварыкину:
«что на это смотрѣть, что нынѣ указами постригать запрещено. То
тверже намъ, что въ Евангеліи написано: грядущаго ко мнѣ не из-
жену вонъ».—Онъ же Іосія говорилъ о новгородскомъ архіеписко¬
пѣ Ѳеофанѣ, называя его ересевводителемъ, зато что вѣнчалъ ца¬
ревну Анну Петровну съ голштинскимъ герцогомъ». Онъ же гова¬
ривалъ мнѣ, что «нынѣ, какъ видно, почитай всѣ знатныя персоны
въ наученія странна и различна уклонилися, и одни похваляютъ рим¬
скую, а другіе лютеранскую церковь, и ежели государыня импера¬
трица склонится куда, то прекословить не кому, понеже архіереи на¬
ши такъ обротаны, что куда хошь поведп».—Въ прошломъ 1730г.,
когда ея императорское величество прибыла въ Москву, я слышалъ
отъ Іосіи слова такія: «вотъ-де пророчество отца Іисуса исполни¬
лось, что онъ пророчествовалъ о восшествіи этой Государыни на
престолъ россійскій». А про Іисуса сказывалъ, что онъ былъ іеро-
схимонахъ анзерскаго скита и слѣпъ очами, а служилъ по вся
дни литургіи и во время литургіи отверзались ему очи и все ви¬
дѣлъ, а по литургіи паки слѣпъ бывалъ.—Помнится, онъ же гово¬
рилъ въ 1731 г.: «вотъ уже сочинитель нашихъ тетрадей страж¬
детъ за нихъ, что ревнуя поревновавъ о истинѣ написалъ; и изъ*
пасъ, ежели до кого коснется въ этихъ тетрадяхъ, что и взятъ
кто будетъ куда, и ему надо одному страдать, а. на другихъ ие
показывать». И я на тѣ его слова сказалъ: «были мы орли, а
становимся нощиые нетопыри».— О письмѣ папиномъ, къ нѣкоей
персонѣ въ Россію присланномъ, помнится говорилъ Іосія, что
прислано было письмо отъ папы къ государю императору Петру
Великому о вѣрѣ, и то письмо Государь давалъ архіереямъ ря¬
занскому и псковскому. Рязанскій на то письмо сочинилъ свое