Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
540 ОЕОФЛНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ворилъ, что онъ провидецъ—кому-де что скажетъ, то-де и сбу¬
дется. По приходѣ ихъ въ домъ, гдѣ оный Т. А. жилъ, ночью,
только еще съ вечера (понеже до того слыхалъ онъ, что къ оному
Т. пускать не велѣно, а для чего не знаетъ) послали служителя—
что время-ль къ нему придти. И оный служитель къ тому Тимо¬
ѳею ходилъ и возвратясь сказалъ имъ, что оный Т. пьянъ и кри¬
читъ и не даетъ никому къ себѣ приступиться: знать-де что дѣ¬
вушки его напоили. — Помѣшкавъ часа съ два, послали опять.
Служитель сказалъ, чтобъ шли. По приходѣ ихъ Т. А. сказалъ
Іосіи: садись отецъ. И потомъ сталъ онъ говорить Тимоѳею: «по¬
молись обо мнѣ батюшка», и сталъ у него цѣловать плечо и
руки, содержа въ мысли своей, что можетъ ли онъ признать
его помыслы, что онъ тогда сомнѣвался въ немъ. И тогда Т. А.
говорилъ такъ: «иное имѣть во устѣхъ, а иное въ сердце». И
оные его слова поставляетъ онъ, Самгинъ, за истину, понеже
узналъ помыслъ его. И были у него съ часъ, потомъ пошли
на квартиру свою, которую имѣли въ домѣ Ст. Путятина. Изъ
Саровской пустыни писалъ онъ съ монахомъ Аарономъ въ Мо¬
скву, къ княгинѣ Долгоруковой, и вложилъ въ письмо къ ней
цыдулку къ Тимоѳею Архиповичу, въ которой написано было:
«великому угоднику Божію, Тимоѳею Архиповичу, прибѣжище
отчаяннымъ, надежда ненадежнымъ», и просилъ, чтобы помо¬
лился о Зварыкинѣ. Княгиня Долгорукова была у Т. А. и
напомнила, чтобъ онъ помолился о Георгіѣ: и онъ рукою сво¬
ею билъ ее въ голову и говорилъ: я объ отступникахъ не
молюсь. И потому онъ признавалъ его за святаго». — «Звары-
кинъ, возвратившись изъ сергіева монастыря въ Саровскую
пустынь съ монахомъ Сергіемъ, сказывалъ, что видѣлъ у троиц¬
каго іеродіакона Іоны, который жилъ при кельѣ троицкаго архи¬
мандрита, образъ Святыя Троицы, высокой работы, а въ под¬
ножіи написанъ лежащій Т. А. юродивый, а съ вѣнцомъ ли опъ
написанъ или безъ вѣнца, того не помню, какъ онъ, Зварыкипъ,
сказывалъ». Да у него-жъ, іеродіакона Іоны, Зварыкипъ, ви¬
дѣлъ и читалъ множество чудесъ, отъ Т. А. бывшихъ. Я ему,
Зварыкину, говорилъ: не можно ли и намъ списать тѣ чудеса для
того, что мы Тимооея Архиповича имѣемъ за отца себѣ? ІІо Зва-
рыкинъ сказалъ: «опъ-де, Іона, никому не даетъ списывать». По