Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 539 настырѣ, о чемъ и надпись есть на стѣнѣ. И по той надписи еще
больше почиталъ его за святаго, и какъ по смерти, такъ еще и
при жизни его, когда стаивалъ на молитвѣ предъ святыми ико¬
нами, и тогда призывалъ въ помощь себѣ и онаго Тимоѳея и пер¬
сонѣ его, которая у него въ кельѣ имѣлась, клалъ поклоны, какъ
предъ святыми иконами. Припомнилъ онъ, что приказывалъ и дру¬
гимъ, имѣющимся въ Саровской пустынѣ монахамъ—Іакову, Зва-
рыкину и прочимъ тому Тимоѳею молитвы приносить и поклоны
класть. А Боголѣпъ, разстрига Иванъ Кучинъ, Степапъ Викто¬
ровъ и Зварыкинъ носили по приказу его, въ частицахъ платныхъ
и въ воску въ крестахъ волосы Т. А., вмѣняя ихъ за мощи свя¬
тыя; а волосы эти даны ему отъ Тимоѳея по прошенію его, а
стригъ ихъ съ головы и бороды ножницами жившій при немъ
служитель». Вѣра Іосіи въ Тимоѳея Архиповича прошла чрезъ испытанія
и сомнѣнія. Знать его онъ началъ съ того случая, какъ былъ од¬
нажды въ Москвѣ въ успенскомъ соборѣ за обѣднею; вмѣстѣ
съ нимъ въ той церкви былъ строитель московской богословской
пустыни Петръ и, указавъ на стоящаго тутъ незнамо какого че¬
ловѣка, который стоялъ яко изумленный, говорилъ ему, Самгину:
«много-де таковыхъ есть покровенныхъ рабовъ Божіихъ. Я-де
знаю юродиваго Т. А., который совѣсти человѣческія знаетъ».
Самгинъ просилъ довести его къ Т. А. Послѣ обѣдни строитель
Петръ съ нимъ, Самгинымъ, пошли въ Мясницкую улицу, въ домъ
князя Меншикова, гдѣ жилъ Т. А.—По приходѣ ихъ, служитель
Т. А. сказалъ имъ, что ему не время.—Спустя немного времени
Самгинъ пришелъ къ нему одинъ. Т. А. лежалъ на постелѣ. Іосія го¬
ворилъ ему, Т. А., неоднократно: батюшка, помолись обо мнѣ грѣш¬
номъ. И на то онъ, Т. А. ничего ему, Самгину, не сказалъ, ток¬
мо незнамо для чего обѣими руками своими вертѣлъ около голо¬
вы подушку. И тогда стоящіе при немъ служители говорили ему
объ Самгинѣ неоднократно: «батюшка, скажи отпу, чтб на поль¬
зу». И онъ на тѣ слова говорилъ: «дайте-де срокъ»; а больше
того ни о чемъ не говорилъ: — съ тѣмъ Іосія и ушелъ, содержа
въ мысли, что напрасно онаго Т. А. святымъ называютъ и прель¬
щаются.—Послѣ того былъ оиъ у Т. А. съ монахомъ Саровской
пустыни Аркадіемъ, который очень того Тимоѳея похвалялъ и го¬