Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 537 Дороѳея и не дали посторонняго. Не смотря на всѣ эти пока¬
занія, выходъ Іосіи изъ Саровской пустыни казался подозритель¬
нымъ. ѲеоФанъ узналъ отъ кого-то изъ подсудимыхъ, что Іосія,
уѣхавши изъ Саровской пустыни, жилъ нѣсколько времени въ чу-
довѣ монастырѣ, гдѣ былъ архимандритомъ Евоимій Коллети.
Нашлись и улики въ сношеніяхъ его съ Евоиміемъ. Іосія писалъ
изъ чудова письмо къ одной купеческой вдовѣ Акулинѣ въ Арза¬
масъ, въ которомъ увѣдомлялъ ее, что Евоимій принялъ его бла¬
госклонно. По слѣдствію оказалось, что Акулина Борисова, вдова
московскаго купца Рукавкина, жила въ арзамасскомъ дѣвичьемъ
монастырѣ и была духовной дочерью Іосіи. Послѣдній, зная про
знакомство ея съ Евоиміемъ, просилъ ее написать Евѳимію, чтобы
онъ позволилъ Іосіи пожить въ чудовѣ монастырѣ. Евфимій со¬
гласился. Пріѣхавши въ Москву, Іосія былъ у Евѳимія: тотъ
показался къ нему благосклоненъ и позволилъ жить въ чудовѣ.
Іосія однакожъ не жилъ тамъ за тѣснотою, а токмо бывалъ
за обѣднею. Какія заключенія ѲеоФанъ сдѣлалъ изъ этого, мы
сейчасъ увидимъ; а теперь обратимся пока къ таинственному лицу
Тимоѳея Архиповича, который ужъ не разъ встрѣчался намъ
въ этой исторіи. Что за лицо этотъ Тимоѳей Архиповичъ? 1) Іосія показалъ,
что онъ почиталъ его за святаго угодника, за его прозорливость.
«Въ бытность его въ Москвѣ въ одно время онъ, Іосія, обѣдалъ, х) Татищевъ, знавшій этого юрода, говоритъ, что онъ сначала былъ
подъячимъ, а потомъ началъ юродствовать. «Дворъ царицы Прасковьи Ѳедо¬
ровны (супруги царя Іоанна Алексѣевича, матери императрицы Анны) — пи¬
шетъ онъ — отъ набожности былъ госпиталь на уродовъ, юродовъ, ханжей и
шалуновъ. Между многими такими былъ знатенъ Тимоѳей Архиповичъ, су-
мазбродный подъячій, котораго за святаго и пророка суевѣрны почитали, да
не токмо при немъ, какъ послѣ него, предсказанія вымыслили. Онъ импера¬
трицѣ Аннѣ, какъ была царевною, провѣщалъ быть монахиней и называлъ
ее Анфисою; — царевнѣ Прасковьѣ быть за королемъ и дѣтей много имѣть; а
послѣ, какъ Анна императрицею учинилась, сказывали, якобы онъ ей задолго
корону провѣщалъ. Когда я отъѣзжалъ 1722 года другой разъ въ Сибирь
къ горнымъ» заводамъ и пріѣхалъ къ царицѣ прощеніе принять, она, жалуя
меня, спросила онаго шалуна: скоро я возвращусь? Онъ какъ меня не любилъ
за то, что я не былъ суевѣренъ и руки его не цѣловалъ, сказалъ: онъ руды
много накопаетъ, да и самаго закопаютъ. Но сколько то право, то всякому
видно». (Татищева, Рос. иет. т. I. стр. 46).