Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
584 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ пустыни правленіе велѣно имѣть съ согласія съ нимъ Іоанномъ.
Какія послушанія несетъ? Уставъ содержитъ и находится въ раз¬
ныхъ трудахъ; изъ рукодѣлій лапти плететъ и лѣстовки дѣлаетъ.
О характерѣ его показанія различны. Іосія называлъ его чело¬
вѣкомъ нравнымъ. Іеромонахъ Ефремъ Короткой, содержавшійся
вмѣстѣ съ нимъ въ Тайной канцеляріи, показалъ: «означенный
строитель Иванъ мнится мнѣ состоянія не коварнаго, только на¬
чальства надъ монастыремъ крѣпко держался, и того желателенъ,
чтобъ ему въ его дѣлахъ, что ему захочется, дѣлать, хотя бы не
на потребу обители; а чтобъ его любили, того желателенъ; въ ве¬
щахъ, какъ-то въ книгахъ и въ другихъ, которыя при себѣ имѣетъ,
въ тѣхъ братіи не податливъ; нравъ имѣетъ, мнится мнѣ, тяже¬
лый». Іоаннъ пріобрѣлъ много вкладчиковъ для своей пустыни изъ
высшаго круга и, во время хожденія по дѣламъ, пользовался
ихъ совѣтами и помощію. Въ числѣ этихъ лицъ были: С. И. Пу¬
тятинъ, князь В. В. Долгорукій, графъ Матвѣевъ съ супругой,
С. Т. Кишкинъ, С. И. Соловцовъ, Л. В. Кошкаревъ, У. М. Но¬
восильцева, князь Одоевскій и много другихъ. Іосія въ допросахъ показалъ о себѣ, что онъ купеческій сынъ
изъ Елатьмы, въ мірѣ звался Яковомъ; девятнадцати лѣтъ, съ со¬
гласія отца, онъ удалился въ Саровскую пустынь; въ 1708 году
постриженъ въ ней въ монашество; а въ 1716 г., по благослове¬
нію митрополита Стефана, посвященъ въ іеромонахи. Характеръ
его описали Зварыкинъ и Ефремъ въ своихъ показаніяхъ. «Іеро¬
монахъ Іосія, когда былъ въ Москвѣ или въ Арзамасѣ, тогда
показывалъ себя великаго молитвенника и во всемъ воздержника;
а когда бывалъ у себя въ Саровской пустыни, тогда о молитвѣ
небрегъ и воздержанія ни въ чемъ не имѣлъ, и не токмо между
службою церковною, но и во время ея все въ пустыхъ разгово¬
рахъ ово у себя въ кельѣ, ово въ братскихъ кельяхъ, а иногда
въ монастырѣ и на паперти время препровождалъ; а иногда и
въ великіе праздники, небрегуще о службѣ церковной, во время
ея въ рыбной ловлѣ упражнялся; а когда богомольцы быть при-
лучалися, тогда веліе прилежаніе къ службѣ церковной показы¬
валъ, а при знатныхъ богомольцахъ какъ вечерни, такъ и утрени
и всенощныя пѣнія и литургію служить тщался. Да еще злобу
имѣлъ велію: ежели въ чемъ ему хотя мало кто досадитъ, того