Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 533 3) Саровскіе пустынножители. — Начальникъ — Іоанпъ. — Строитель Іосія Сам¬
гинъ.—Юродивый Тимоѳей Архиповичъ.—Ефремъ Короткій, пѣснописецъ. Главными виновниками въ сообщничествѣ съ Факціею Роды-
шевскаго изъ саровцевъ были: начальникъ Саровской пустыни
іеромонахъ Іоаннъ и строитель Іосія Самгинъ. Что за человѣкъ былъ Іоаннъ? Въ табели Саровскихъ мона¬
ховъ 1733 года объ немъ показано: первоначальникъ іеросхимо-
нахъ Іоаннъ, въ мірѣ Иванъ Ѳедоровъ, арзамасскаго уѣзда, села
краснаго, дьячковъ сынъ, отъ рожденія 63 лѣтъ; въ монашество
постриженъ въ г. Арзамасѣ во введенскомъ монастырѣ въ 1689 г.;
въ іеромонахи посвященъ въ темниковскій монастырь въ 1692 г.,
въ Моевкѣ, преосвященнымъ Евѳиміемъ, митрополитомъ сарскимъ
и по донскимъ. А въ Саровской пустынѣ сталъ жить съ 1709 го¬
да, по благословенію преосвященнаго СтеФана, митрополита ря¬
занскаго; изъ введенскаго монастыря отошелъ онъ въ пустыню
ради молвы, что тотъ монастырь посреди Арзамаса города; а
въ оной пустыни желалъ онъ жить въ уединеніи, ради спасенія
души своей. А вышеобъявленный введенской монастырь, хотя и
скудный, токмо не для того въ оную пустынь сошелъ, но для вы¬
шеозначеннаго безмолвія; а чтобъ сообщить къ оной пустыни вот¬
чины— намѣренія онъ не имѣлъ. Въ 1715 г., бывши въ Мос¬
квѣ и весьма заболѣвъ, посхимился онъ отъ прилунившагося тог¬
да въ Москвѣ, гороховскаго уѣзда, красногривской пустыни
строителя, іеромонаха Макарія; а въ 1731 году, чувствуя въ се¬
бѣ изнеможеніе, просилъ опредѣлить на свое мѣсто въ строители
другаго; и по тому его прошенію опредѣленъ строителемъ другой,
и тому новоопредѣленному строителю всякое въ оной Саровской рыкинѣ, іеромонахѣ Іаковѣ и монахѣ Сильвестрѣ, разсуждали, что изъ тѣхъ
плутовъ чернцовъ оные берлюковской пустыни строитель Іосія, яко первый пред¬
водитель оному зѣло важному злоковарному дѣлу, и іером. Іаковъ и монахъ
Сильвестръ — явились въ жестокой важности, о которой значится въ ономъ
дѣлѣ (а о прочихъ ихъ винахъ по отвѣтамъ ихъ извѣстно и св. Сѵноду, по¬
неже допрашиваны оные плуты при св. Сѵнодѣ), и по общемъ разсужденіи
предложили, чтобъ снявъ съ нихъ Іосіи, Іакова и Сильвестра священническіе
и монашескіе чины, отдать ихъ къ слѣдованію оной злодѣйской важности
въ свѣтскій судъ».