Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
524 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ письмо Іосіи Георгію во всѣхъ его грѣхахъ. Іосія показалъ, что
онъ далъ его Георгію для того, чтобы онъ не пришелъ въ отча¬
яніе и не ушелъ изъ пустыни. 3) Тетради, писанныя іеромонахомъ
Сильвестромъ о Георгіѣ Зварыкинѣ', подъ названіемъ: «повѣсть
душеспасительная о бывшихъ ему видѣніяхъ Іоанна Предтечи и
Тимоѳея Архиповича». 4) Тетради о монашествѣ, сочиненія Ро-
дышевскаго. Въ кельяхъ строителя Іоанна нашли печатный ма¬
нифестъ о царевичѣ Алексѣѣ Петровичѣ, 1718 г., Февраля 3-го
дня, и печатную жъ книгу: «правда воли монаршей, 1722 г., ав¬
густа 17 дня». Іеромонахъ Іоаннъ показалъ, что обѣ книги его—
купленныя, а не объявилъ о нихъ, гдѣ надлежало по указу, отъ
старости своей, въ забвеніи, понеже отъ роду ему близко 7 0 лѣтъ
(ему было 63 года). Самымъ важнымъ дѣломъ показались тетради о монашествѣ.
Они сближали дѣло Зварыкина съ дѣломъ Родышевскаго. Звары-
кинъ показалъ, что въ бытность его въ Саровской пустыни, Іосія
и Сильвестръ читали при нихъ тетради о монашествѣ и, прочтя,
Іосія говорилъ имъ: «конечно, въ Россіи не подобаетъ быть св.
Сгноду, а надлежитъ быть святѣйшему патріарху»; выборъ ихъ
падалъ на архимандрита Варлаама; «а что вотчины вкладъ въ мо¬
настырь давать запрещено, и то весьма противно волѣ Божіей
учинено; а во оныхъ тетрадѣхъ писано только то едино, что Гос¬
поду Богу вельми угодно и всѣмъ людямъ весьма полезно, и на-
добно-де всякому человѣку за оное стоять крѣпко, такъ что,
ежели какой случай позоветъ, и живота своего не щадить, и еже¬
ли кто постраждетъ, то съ мученики причтенъ будетъ». На это
всѣ монахи единогласно сказали: «и мы за оныя тетради смерть
примемъ». А Іаковъ сказалъ: «дай Боже тому спасенья, кто о
семъ попекся и оныя тетради написалъ». Откуда и какъ тетради о монашествѣ попали въ Саровскую
пустынь? Іосія показалъ, что въ 1730 году Саровскій строитель
Іоаннъ, бывши въ Москвѣ, прислалъ ихъ оттуда въ нему, съ мо¬
нахомъ Аарономъ, для списыванья и наказалъ, чтобы, какъ спи¬
шутъ, прислать ихъ къ нему поскорѣе назадъ. Іосія, правившій
монастыремъ въ отсутствіе Іоанна, отдалъ ихъ для списыванья
Зварыкину и Сильвестру, а тѣ пригласили съ собой еще іеромо¬
наха Ефрема и іеродіакона Ѳеофилакта. Послѣ того, когда онъ,