Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
522 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Сѵнодальная канцелярія сдѣлала, по его показанію, розыскъ:
кто такой слѣпой старикъ и гдѣ находится домъ, въ которомъ онъ
жилъ? Но ни дома, ни старика не оказалось на томъ мѣстѣ, гдѣ
Зварыкинъ показывалъ. Сѵнодальная канцелярія спрашивала у
Сѵнода, какъ вести это дѣло, которое кажется не маловажнымъ?
Но прежде чѣмъ получено было изъ Сѵнода рѣшеніе, Зварьь
кинъ сдѣлалъ новыя показанія. Онъ показалъ записку, писанную
рукою берлюковскаго іеромонаха Сильвестра, по которой берлю-
ковскій строитель Іосія приказалъ имъ—Сильвестру, ему—Звары-
кину, іеромонаху Іакову, да монаху Боголѣпу, когда они жили еще
въ Саровской пустынѣ, отправлять церковное правило. Въ этой
запискѣ, послѣ перечня святыхъ угодниковъ, которымъ полага¬
лось по одному или по два земныхъ поклона, велѣно было класть
поклонъ св. великому угоднику Божію Тимоѳею Архиповичу.
Къ этому Зварыкинъ прибавилъ, что «названные выше монахи но¬
сили, въ шейныхъ крестахъ своихъ, въ воску и въ платныхъ ча¬
стицахъ, власы, называя ихъ святыми мощами великаго угодника
Божія Тимоѳея Архиповича, и образы его у себя имѣли, напи¬
санные съ вѣнцомъ на бумагѣ. И я грѣшный клалъ поклонъ по
означенному писанію». Берлюковская пустынь находится въ московской губерніи ,
въ 40 верстахъ отъ Москвы, лежитъ при рѣкѣ Ворѣ, впадаю¬
щей въ Клязьму,- и со всѣхъ сторонъ окружена лѣсомъ. Въ ту
пору, къ которой относится нашъ разсказъ, строителемъ ея былъ
іеромонахъ Іосія, постриженникъ Саровской пустыни. Не прош¬
ло еще трехъ лѣтъ, какъ онъ перешелъ изъ Саровской пустыни
въ берлюковскую, взявши съ собой іеромонаховъ Сильвестра и
Іакова. Въ Саровской пустыни они жили вмѣстѣ съ Зварыкинымъ,
а Іосія, кромѣ того, былъ духовнымъ отцомъ Зварыкину. Іосія и берлюковскіе монахи, заслышавши, что Зварыкинъ
за какое-то показаніе содержится въ сѵнодальной канцеляріи,
страшно перепугались—не открылъ бы онъ объ нихъ чего нибудь
«годнаго къ истязанію». Всѣ они знали, что живутъ въ страшное
время, особенно для монаховъ, что не было ничего легче, какъ
попасть въ «Тайную», и нѣтъ ничего труднѣе, какъ выдти изъ
нея. А между тѣмъ знали за собою не мало грѣшковъ. У Іосіи
сердце чуяло, что его сгубятъ показанія сумазбродиаго Звары-