Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 521 ву пустынь, гдѣ онъ бывалъ уже во время своего странствова¬
нія. Дикастерія дала ему указъ на жительство во Флорищевой
пустыни. Но, не проживши года, онъ выпросился у строителя
Іѳроѳея въ Саровскую пустынь и просилъ іеромонаха Іосію (ко¬
торый, за отбытіемъ строителя Іоанна въ Москву, правилъ дѣ¬
лами той пустыни) принять его. Іосія согласился. Зварыкинъ
оставался тамъ до 1731 г. Въ этомъ году, пріѣхавши въ Моск¬
ву, принятъ былъ, по просьбѣ своихъ родственниковъ, духовни¬
комъ Императрицы, Сергіевскимъ архимандритомъ Варлаамомъ,
и жилъ при его кельяхъ нѣсколько мѣсяцевъ, а потомъ опять уѣ¬
халъ въ Саровскую пустынь. Здѣсь, однакожъ, онъ не нашелъ
себѣ покоя. Бывши, вскорѣ послѣ того, въ Москвѣ по монастыр¬
скимъ дѣламъ, онъ вспомнилъ о своемъ мешечкѣ, досталъ его изъ
земли и взялъ съ собою; но, пришедши въ чувство, объявилъ о
томъ своему духовному отцу. Духовный отецъ велѣлъ ему бро¬
сить мешечекъ въ рѣку. Но это его не успокоило. Георгій съ гру¬
стію вспомнилъ о предложеніи Вейца — дать ему способъ уѣхать
въ Италію. Въ это время, взглянувъ въ окно, онъ увидалъ Вейца
и старыхъ знакомыхъ бѣсовъ, которые прежде ему прислужива¬
ли. Вейцъ сталъ прельщать его льстивыми словами. Георгій, скло¬
нившись на эту приманку, просилъ, чтобъ дали ему способъ уѣ¬
хать въ Италію, или возвели его въ почетную монашескую долж¬
ность. Бѣсы потребовали, чтобы онъ возобновилъ свое отреченіе
отъ Христа. Зварыкинъ согласился и хотѣлъ-было кощунственно
попрать икону, но явившійся старецъ возбранилъ ему. Зварыкинъ
испугался и упалъ замертво. И много бѣсовскихъ страшилищъ
являлось ему, и по долгу бывалъ онъ безъ памяти, и бивали и да¬
вили его бѣсы, и съ лѣстницы сталкивали и на. воздухъ подыма¬
ли. Все это открывалъ онъ на исповѣди отцу своему духовному,
Іосіи Самгину, а съ отбытіемъ его (въ октябрѣ 1731 г.) въ бер-
люковскую пустынь, другому Саровскому іеромонаху, Дороеею.
Теперь онъ (Георгій) находится въ Москвѣ, съ Саровскимъ іеро¬
монахомъ Іоанномъ, по монастырскимъ дѣламъ и, заявляя о
своемъ грѣхопаденіи, по приказанію отца своего духовнаго, про¬
ситъ у е. и. в. милосердія, а у св. Сѵнода милостиваго разсужде¬
нія, чтобъ повелѣно было ему окончить жизнь въ покаяніи, въ Са¬
ровской пустыни, потому что онъ весь дряхлъ и скорбенъ».