Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
520 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ нылъ и богатымъ, и далъ-бы тебѣ въ услуженіе двоихъ бѣсовъ».
Григорій просилъ, чтобъ онъ далъ ему бѣсовъ. Вейцъ позвалъ
бѣсовъ и приказалъ, чтобъ они во всемъ были ему послушны и,
какъ оиъ ихъ потребуетъ вслухъ, то-бъ являлись ему въ человѣ¬
ческомъ образѣ. Послѣ этого бѣсы во всемъ прислуживали ему,
приносили ему пищу и питье, какихъ онъ ни потребуетъ, только
не днемъ, а ночью, и ту пиіпу употреблялъ онъ одинъ, а тѣ бѣ¬
сы съ нимъ не ѣдали и не пили. Гдѣ они все это брали, того онъ
не знаетъ; думаетъ что у Вейца. Когда посылалъ ихъ куда ни-
будь съ письмами, или съ словеснымъ порученіемъ, они исполняли
все чрезвычайно скоро, почти въ то же время, какого требовалъ
какой разговоръ. Если онъ хотѣлъ куда ѣхать, бѣсы приводили
къ нему лошадей и людей; только, не доѣзжая до того мѣста, куда
нужно, онъ тѣхъ лошадей оставлялъ, а хаживалъ одинъ. Онъ по¬
лагаетъ, что въ образѣ лошадей были бѣсы. Кто такой былъ Вейцъ
и какъ зовутъ его, не знаетъ; бѣсы называли его княземъ.—Разъ,
за обѣдомъ у хозяина дома, гдѣ жилъ Зварыкинъ, зашелъ разго¬
воръ о священныхъ предметахъ и пробудилъ въ немъ заснувшую
совѣсть. Послѣ того выпросился онъ у графа Сантія въ деревню.
Въ святки 1725 года гостили они съ матерью у брата ея, В. И.
Каѳтырева, и жили до масляницы 1726 г. Въ великомъ посту
онъ исповѣдался въ своемъ селѣ и объявилъ священнику свой
грѣхъ. Пробудившаяся совѣсть напала на него съ ужасною си¬
лою, такъ что онъ рѣшился вступить въ монашество. Купивши
въ ряду чернеческое платье и не сказавшись матери, онъ поѣхалъ
будто на богомолье въ Кіевъ и, доѣхавъ до Калуги, встрѣтился
съ іеромонахомъ Іоанномъ, который назвался черкашениномъ,
монахомъ богородицкой пустыни, что близь Путивля, и сказалъ,
что ѣдетъ въ Кіевъ. Зварыкинъ поѣхалъ съ нимъ; но дорогой
такъ заболѣлъ, что находился при смерти. Въ деревенской избѣ,
гдѣ оии остановились, Іоаннъ постригъ его въ монашество и наз¬
валъ Георгіемъ; но въ Сѣвскѣ оставилъ его больнаго, а самъ
поѣхалъ въ Кіевъ. Оправившись отъ болѣзни, Георгій сталъ хо¬
дить по монастырямъ и проситься на житье; но его ни гдѣ ие
принимали, потому что у него ие было ни пасспорта, ни указа о
постриженіи. Въ мартѣ 1728 года, онъ явился въ московской
дикастеріи и просилъ опредѣлить его въ Саровскую или Флорище-