Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 43 сѣды, чтобы поточнѣе розыскать поводъ къ этой печальной исто¬
ріи. Въ назначенное время, послѣ долгаго разсужденія, рязанскій
архипастыръ призналъ догматы, которые точно были мои, за пра¬
вославные и говорилъ, что онъ самъ думаетъ тоже самое, но
принималъ мои слова въ другомъ смыслѣ. Наконецъ онъ открыто
признался, что не читалъ не только моихъ сочиненій, но и самого
этого подсунутаго ему протеста противъ меня, хотя онъ и под¬
писалъ его собственноручно, что я и прежде, еще до его прі¬
ѣзда, показалъ въ особомъ разъясненіи. Послѣ этого разговора,
знаменитый рязанскій всталъ и униженно просилъ у меня про¬
щенія, которое и получилъ, при взаимномъ лобзаніи. Графъ И. А.
Мусинъ-Пушкинъ и присутствовавшій при этомъ невскій архи¬
мандритъ поздравили насъ съ взаимнымъ примиреніемъ. Что бу¬
детъ съ клеветниками, узнаемъ послѣ»1). Назначеніе и посвященіе ѲеоФана совершены были въ самое
тяжелое время для Государя, —во время суда надъ царевичемъ. Въ С. Петербургъ вызваны были, по этому случаю, знатныя
духовныя особы изъ Москвы и Кіева. Государь поручилъ имъ
дать свое мнѣніе о виновномъ. 18-го іюня они представили Го¬
сударю свое разсужденіе, подъ которымъ во главѣ подписались
СтеФаиъ н Ѳеофанъ. Разужденіе составлено было чрезвычайно
искусно. Если предположить, что Государь съ опасеніемъ смо¬
трѣлъ на СтеФана въ этомъ дѣлѣ чрезвычайной важности, и на¬
дѣялся больше на ѲеоФана, преданнаго ему во всемъ; то спра¬
ведливость требуетъ сказать, что Стефанъ поступилъ въ этомъ
дѣлѣ сообразно съ истиннымъ характеромъ духовнаго пастыря. ■ Дѣятельность ѲеоФана въ санѣ епископа, на новомъ поприщѣ
и на высшемъ мѣстѣ, стала еще шире и разнообразнѣе. , Во время пребыванія Петра въ Парижѣ, въ 1717 году, Сор-
боннскіе богословы сдѣлали Государю предложеніе о соединеніи
восточной церкви съ западною. Петръ обѣщалъ передать это
дѣло на разсмотрѣніе русскихъ епископовъ и, по возвращеніи,
предложилъ посланіе сорбопнскихъ богослововъ Сте«і>ану и Ѳео-
Фанѵ съ тѣмъ, чтобы 'они написали отвѣтъ на него. Тотъ и ') Ерійіоіа С. Оправдательный отвѣтъ Ѳеофилакта и Гедеона въ Прило-
женіяхъ, № X.