Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
Я ЕГО ВРЕМЯ. 519 туда, онъ остановился на квартирѣ у одного знакомаго и, спу¬
стя день или два, вышелъ ночью на условный перекрестокъ и
сказалъ заповѣдныя слова. Тотчасъ явились ему двое, которые
сказались Вейцовыми слугами, и повели его какимъ-то садомъ
къ Вейцу. Когда его привели въ домъ къ Вейцу, Зварыкинъ
узналъ его и поклонился. «За чѣмъ ты ко мнѣ пришелъ»? спро¬
силъ Вейцъ. Зварыкинъ отвѣчалъ, что его послалъ къ нему москов¬
скій слѣпой старикъ, обнадеживая тѣмъ, что Вейцъ сдѣлаетъ,
что къ нему люди будутъ добры. Вейцъ отвѣчалъ, что онъ готовъ
сдѣлать все, по его желанію, только съ условіемъ, если онъ от-
речется отъ Христа. Зварыкинъ страшно испугался этихъ словъ
и хотѣлъ выдти вонъ изъ комнаты; но Вейцъ взялъ его за руку
и сталъ успокоивать: «чего ты испугался, не бойся ничего; твоей
братьи перебывало у меня больше тысячи, и всѣ довольны мною».
Сказавши это, онъ далъ ему мешечекъ съ серебрянымъ замоч¬
комъ: «вотъ тебѣ—говоритъ—тысяча червонныхъ, возми себѣ и
употребляй на-что хочешь». Пока Зварыкинъ держалъ въ рукѣ
червонцы, Вейцъ развязалъ у него галстухъ и, неистово схватя
съ его шеи серебряный крестъ, взялъ къ себѣ, а ему велѣлъ поло¬
жить червонцы въ карманъ. «Быть ужъ такъ—сказалъ Звары¬
кинъ—что на этомъ свѣтѣ жить по вашей волѣ, чтобъ было за
что въ будущемъ вѣкѣ муку терпѣть». Послѣ того Вейцъ велѣлъ
ему проговорить за собой: «отрицаюсь Христа и покаянія и го¬
товъ послѣдовать сатанѣ и творить волю его». Зварыкинъ на¬
писалъ эту клятву на бумагѣ, и подписалъ подъ нею свое имя
кровью, которую Вейцъ пустилъ ему изъ правой-руки большой
булавкой. Вейцъ запретилъ ему креститься и читать молитвы;
потомъ позвалъ его во внутренніе покои, велѣлъ подать напит¬
ковъ и поздравлялъ,—и пили много, такъ что Зварыкинъ напил¬
ся до безпамятства и ночевалъ у Вейца. Послѣ того, живя въ Петербургѣ, ,онъ въ церковь не ходилъ,
а только для виду стаивалъ подлѣ церкви, и крестнаго знаменія
на себѣ не изображалъ, а только для виду рукой махалъ. Ходилъ
къ нѣмчину и бралъ денегъ, сколько ни требовалъ, и издержи-
валъ все на распутную жизнь. Вейцъ обучалъ его иностраннымъ
языкамъ и геральдикѣ, и говорилъ: «еслибъ ты послѣдовалъ моей
волѣ несумнительно и постоянно, то я сдѣлалъ-бы тебя и зиат-