Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 493 велѣлъ отдать ему поклонъ отъ себя и просилъ, не моясно-ль его
преосвященству обослать, его отъ рыбы»? «На что разсуждаемо,
что «къ пропитанію даются ему деньги, изъ которыхъ можно ему
и рыбу покупать». «Какъ онъ произвелъ Рѣшилова въ игумена,
когда онъ не его епархіи»? Ѳеофилактъ отвѣчалъ, что «по обращеніи
изъ раскола Іосифъ не приписанъ былъ ни къ какой епархіи и при¬
шелъ къ нему, какъ овца, не имущая пастыря; хотя онъ и обма¬
нулся въ немъ, но въ то время полагалъ приличнымъ наградить его,
располагая этимъ примѣромъ другихъ къ обращенію изъ рас¬
кола». И этотъ отвѣтъ найденъ неудовлетворительнымъ. Въ избѣжаніе проволочки, рѣшено было допрашивать Ѳѳофи-
лакта словесно въ присутстіи Сѵнода. На 45 вопросовъ подсуди¬
мый далъ показанія по архіерейству. Между прочими ему сдѣланъ вопросъ: чтб, по его мнѣнію,
кромѣ непреложно вѣруемыхъ въ христіанствѣ догматовъ, та-
кожь и заповѣдей, непремѣннаго исполенія требующихъ, приз¬
нается за среднее, за нужду нѣкую могущее быть отмѣнен¬
нымъ»? Ѳеофилактъ отвѣчалъ, что «по его мнѣнію къ безразлич¬
нымъ или среднимъ вещамъ относятся: крестохожденіе, водоосвя¬
щеніе, погребеніе мертвому учинить безъ церемоніи церковной,
крестить больнаго за немощь безъ молитвъ единою Формою: во
имя Отца и Сына и Святаго Духа, и матеріею, — въ нуждѣ бо¬
лѣзни пріобщать св. Таинъ ядшаго, маслосвятіе, кое можно учи¬
нить и единому священнику, и прочая симъ подобная, которая
если бы подробно исчислять—могутъ найтись довольно». Дѣло его оставалось въ одномъ положеніи до смерти ѲеоФана.
Между приближенными Ѳеофилакта ходила молва, будто духов¬
никъ Ѳеофановъ совѣтовалъ ему передъ смертью помириться
съ Ѳеофилактомъ. Но Ѳеофанъ отвѣчалъ съ неистовымъ гнѣ¬
вомъ: «о духъ проклятый Лопатинскій!» (Записки Евдокимова).