Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 485 далъ попъ нѣкакой, и оный попъ Ѳеофана о томъ письмѣ извѣстилъ
заблаговременно; и знатно оное письмо было дурное». Послѣ того
Рѣшиловъ спросилъ его: «какъ же дѣло то кончилось»? ІоасаФЪ от¬
вѣчалъ: «дѣло то захвачено и пропало». «А бригадиру тому что бы¬
ло?» «Чай, что и онъ пропалъ». 1) Въ ту же бытность въ бизю-
ковѣ монастырѣ Іоасафъ, вспомнивъ о кончинѣ Петра I, говорилъ
Рѣшилову, что «такого Государя, всему свѣту славнаго и врагамъ
страшнаго, въ Россіи не было. Одно только, не былъ ли онъ скло¬
ненъ къ лютеранской вѣрѣ»? Говорили о духовномъ Регламентѣ:
«вотъ-де Регламентъ напечатали, да и сами того не хранятъ. По
Регламенту велѣно въ домахъ архіерейскихъ имѣть школы, а тѣхъ
школъ, кромѣ преосв. Ѳеофана, никто не содержитъ. По Регламен-
ту-жъ опредѣлено архіереямъ каждый годъ посѣщать свою епар¬
хію: а того имъ учинить за присутствіемъ въ Сѵнодѣ невозможно;
благочинные-жъ хотя и ѣздятъ по епархіямъ, только себѣ соби¬
раютъ деньги»2). Дѣло Рѣшилова не могло не безпокоить Ѳеофилакта. Его
должно было крайне тревожить, когда пріѣзжавшіе изъ Тайной
канцеляріи солдаты таскали одного за другимъ разныхъ лицъ архіе¬
рейскаго дома и его епархіи. Наконецъ дошла очередь до него са¬
мого. Въ 1735 году апрѣля 10 прискакалъ къ нему курьеръ изъ
С.-Петербурга съ пакетомъ. Курьеру приказано было вручить
Ѳеофилакту пакетъ и объявить ему, чтобъ онъ отвѣтъ свой свое-
ручно подписалъ на той же бумагѣ, на которой вопросъ написанъ,
и что на разсужденіе ему дается 3 часа. Во все это время курьеръ х) Здѣсь очевидно передается въ искаженномъ видѣ исторія о тетрадяхъ
«житія Ѳеофанова», которыя попали въ руки ѲеоФану чрезъ священника спас-
ской церкви въ Чигасахъ. А бригадиръ этотъ — Дмитрій Порѣцкій, который
вмѣстѣ съ Аврамовымъ бывалъ у Варлаама и разговаривалъ съ нимъ; но при¬
нималъ ли онъ какое участіе въ дѣлѣ Родышевскаго, неизвѣстно. 2) Въ замѣткахъ, сдѣланныхъ Ѳеофаномъ на тетрадяхъ Родышевскаго о
монашествѣ, въ 1734 году, Ѳеофанъ прямо указывалъ на сходство многихъ
рѣчей въ этихъ тетрадяхъ съ пасквилемъ Рѣшилова. «Оттого знать, что Рѣ-
шидовъ или тетрадь сію челъ, или въ схожничествѣ съ симъ премудрымъ
авторомъ былъ». Въ другомъ мѣстѣ: «сіи рѣчи, кажется, въ большомъ пас¬
квилѣ обрѣтаются». «О семъ пишетъ и извѣстная пасквиль». (Тетради Ро¬
дышевскаго о монашествѣ—въ Государственномъ архивѣ, въ дѣлахъ Ѳео¬
фана Прокоповича. Показанія Маевскаго въ Дѣлахъ арх. св. Сѵнода, 1733
года № 152).