Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
482 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ та о Рѣшиловѣ: не знаетъ ли онъ, кто этой такой? Архимандритъ
отвѣчалъ, что не можетъ признать (и неудивительно; потому что,
вѣрно, разстрига Рѣшиловъ не много походилъ на игумена Рѣши-
лова). И когда ему сказали, что это Рѣшиловъ, то архимандритъ
поклонясь сказалъ: «ой благодаренъ, отче святый»! Съ тѣмъ и
разошлись. Затѣмъ, почти безостановочно, пошли допросы и очныя ставки
Рѣшилову, Калязинскому, Саввинскому и бизюковскому архиман¬
дритамъ, Давыдову съ сыномъ, подъячимъ и всѣмъ лицамъ, при¬
косновеннымъ къ дѣлу. Рѣшиловъ, съ своей изворотливой совѣ¬
стію, утѣшался тѣмъ, что страдаетъ за добрыя дѣла. «Вотъ-де и
выслужилъ св. Сѵноду, ѣздячи за раскольниками и въ сборѣ де¬
негъ, которыя и отданы: нажилъ себѣ тюрьму и бѣдность, а рас¬
кольникамъ радость. Кто-де насъ не погонитъ, то всѣ пропа¬
даютъ— слыхалъ-де онъ отъ нихъ. Вотъ-де и ему пришло тожъ.
Кабы за ними не ѣздилъ, то бы и въ тюрьмѣ не сидѣлъ и всякія
нужды не видалъ». Рѣшиловъ былъ человѣкъ въ одно и то же
время и дурной и болтливый. Ничего не понимая, обо всемъ раз¬
суждалъ и со всѣми толковалъ: о солдатахъ, что они не бодры
и очень не надежны, и еслибъ въ народѣ стала смута или замѣ¬
шательство, то отъ нихъ не много помощи надѣяться, объ отя¬
гощеніи народа, о недородахъ хлѣбныхъ, о иноземцахъ, находив¬
шихся въ службѣ русской, о распоряженіяхъ св. Сѵнода, обо
всемъ. «Вотъ-де—разсуждалъ онъ съ симоновскимъ экономомъ
Серафимомъ — по указамъ св. Сѵнода, которые были указы
напредь сего, о привѣсахъ на св. иконахъ и рѣзныхъ иконахъ,
о свѣчахъ въ церквахъ и о голбцахъ, что надъ умершими, о
малыхъ монастыряхъ и пустыняхъ въ приписку къ большимъ мо¬
настырямъ: за все токмо Ѳеодосій пропалъ, а ихъ святѣйшества
какъ живутъ, такъ живутъ». Правду сказалъ о немъ саввинскій
архимандритъ Антоній: «Рѣшиловъ какъ мельница на весь свѣтъ
мелетъ». То мечталъ онъ о епископствѣ, то о схимонашествѣ
въ бизюковѣ монастырѣ. «Схимонашескій образъ онъ, Рѣши¬
ловъ, въ бизюковѣ монастырѣ воспріять хотѣлъ ли, о томъ я
нижайшій (Іоасафъ Маевскій) не знаю, и у трезваго его о семъ
не слыхалъ. А напившись пьянъ онъ, Рѣшиловъ, говаривалъ, что
желалъ бы онъ въ бизюковѣ монастырѣ схимонахомъ быть и ке¬