Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 39 неосталось. Дѣйствительно они все знаютъ, готовы отвѣчать на
всякій вопросъ и отвѣчаютъ такъ самоувѣренно, такъ безстыдно,
что ни на волосъ не хотятъ подумать о томъ, что говорятъ. При
взглядѣ на эти личности приходится сознаться, хотя съ большимъ
неудовольствіемъ, что есть люди глупѣе римскаго папы. Тотъ
воображаетъ, что онъ не можетъ погрѣшать оттого, что ему
присущъ Духъ Святый, и уча съ каоедры убѣжденъ, какъ гово¬
рятъ, что изрекаетъ догматы. И наши латынщики также высоко
о себѣ думаютъ, не сомнѣваясь, что проглотили цѣлый океанъ
мудрости. Дѣтъ 15 тому назадъ были въ модѣ такъ называемые
ораторскіе пріемы (сопсеріиз); церковныя каѳедры оглашались
тогда (увы) чудными хитросплетеніями, напримѣръ: что,значатъ
пять буквъ въ имени Маріи? Почему Христосъ погрзгжается
въ Іорданѣ стоя, а не лежа и не сидя? Почему въ водахъ вели¬
каго потопа не погибли рыбы, хотя не были сохранены въ ков¬
чегѣ Ноевомъ—и многое тому подобное. И давались на подобные
вопросы отвѣты весьма важные и солидные. Потомъ настала
другая болѣзнь. Всѣ начали стихотворствовать до тошноты, чѣмъ
въ особенности страдала новая академія—страна рег сопщдіит
тебѣ уже знакомая. Но все таки прежде мы еще на такъ тяжко
болѣли. Нынѣ всѣ мы, какъ ты видишь, болѣемъ теологіею. О
если бы, по твоему прекрасному примѣру, во всѣхъ возбудилась
жажда знанія и изученія, вопреки тиранству предзанятаго мнѣ¬
нія. Тогда была бы надежда, что изъ тьмы возсіяетъ истина; но
иное, какъ мы видимъ, совершается на дѣлѣ. Всѣ стремятся
учить и почти никто нехочетъ учиться. И въ такія-то мрачныя
времена, когда почти нельзя найти ревностнаго усерднаго уче¬
ника божественныхъ знаній, вотъ тебѣ безчисленное множество
учителей! То есть, когда міръ достигъ высшей степени не¬
честія, онъ покушается выставить себя въ высшей степени
святымъ. Что всего болѣе не нравится ему, такъ это оправ¬
даніе чрезъ Христа туне»1). Эти послѣдними словами ѲеоФанъ
намекалъ на главный пунктъ 'своего разногласія съ московски¬
ми учеными. Въ маѣ 1718 г. Государь поручилъ И. А. Мусину-Пушкину х) Ерізііоіа 20.